Вот что я умею! Программа сенсорного развития малыша

Вот почему развивающая среда для ребенка этого возраста должна изобиловать предметами, способными предоставить ему самую разнообразную сенсорную информацию. Это могут быть не только покупные игрушки, но и обыкновенные бытовые предметы. Важно предоставить ребенку не только предметы для игры, но и необходимое для этого пространство, и свободу для самостоятельных действий с ними. Важно также учить малыша практическим действиям с игрушками.

Игры от 7- месяцев до 1,лет

Перелистывание книг-раскладушек

Поместите книги с яркими крупными иллюстрациями и твёрдыми страницами в зону доступа ребёнка. Сюда же можно отнести сенсорные книжки с разными окошками, кармашками, пуговками, тактильными вставками: пушистыми, шершавыми, гладкими, жёсткими и т. п. Возьмите книжки-пищалки, при нажатии на которые малыш слышит звук, что стимулирует его предпринимать попытки к воздействию на музыкальную часть вновь и вновь.

Игры с пирамидкой

Для начала научите малыша снимать и надевать кольца на стержень так, как ему хочется. Затем обращайте внимание на разную величину колец: находите самое большое колечко, затем — поменьше и самое маленькое. Раскладывайте кольца вперемешку, предлагая найти поочередно самое большое и самое маленькое. Стройте башню или дорожку. После 2-х лет предложите ребёнку соотносить размеры колец с закрытыми глазами.

Игры с матрёшкой

Познакомьте кроху с матрёшкой, рассмотрите её. Со словами «Матрёшка-матрёшка, откройся немножко!» откройте и покажите её сестриц. Подчеркните их различие по росту, покажите, как все матрёшки прячутся одна в другую. Предложите разобрать и собрать их самостоятельно.

Баночки с крупами

Возьмите баночки из-под детского питания, наполните их крупами, предложить малышу мерную ложку и мисочку. Дети очень любят пересыпать, перекладывать, запускать ручки в природный материал.

Когда ваш кроха подрастёт, придёт время для составления композиций на панно из пластилина, выкладывая на его поверхность «дорожку» — семечки тыквы, «травку» — макароны «паутинка» и т. д.

Другие развивающие игрушки в комнате или в ванной

Самым маленьким деткам будет очень полезно трогать маленькие гладкие предметы – круглые пуговки, напёрстки, большие фасолины, жёлуди. Только будьте особо внимательны. Разноцветые пуговки так и норовят попасть малышу в ротик. Разные баночки и тюбики с разноцветными этикетками также придутся по душе маленьким исследователям. Если взять не обычные стеклянные банки, а именно маленькие с толстым стеклом из-под детского пюре, то бояться не стоит. Малыш не разобьёт такую баночку. Ими можно не только весело стучать, крутить в руках, но и насыпать в них крупу, наливать и выливать водичку. А какое удовольстие для детичек закручивать и откручивать крышки на баночках! Дети также очень любят листать газеты и журналы, рвать и комкать листы бумаги. Просто чудесным развивающим мелкую моторику руки эффектом обладает прикосновение к разнообразным материям. Дайте малышу потрогать шёлк, хлопок, краешек полотенца, шерстяного изделия. Играйте с малышом на здоровье, но при этом обязательно соблюдайте меры предосторожности. Для этого внимательно смотрите, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот, нос, ухо.

Развитие мелкой моторики до года

Развивайте пальчики младенца с первых дней. Чтобы упражнения принесли пользу, делайте их каждый день.

  • В начале займитесь массажем, так как он успокаивает и избавляет малыша от зажатий. В период бодрствования грудничка, пользуйтесь любым удобным моментом. Будет достаточно нескольких минут, чтобы погладить, растереть ручонки, нажать на активные точки.
  • Когда маленький начнет лучше управлять своими ручками давайте ему лоскутки тканей разной фактуры и цвета. Также нашейте на них разноцветные пуговки, бусины. Пусть малыш перебирает и одновременно рассматривает всю эту красоту.
  • Воспользуйтесь хватательным рефлексом и подкладывайте крохе под ладошки погремушки, а позже пищащие игрушки, мячики-ежики. Это делается для того, чтобы малыш, сжимая их, укреплял свои связки и мышцы.
  • Около трех месяцев кроха начинает активно интересоваться своими конечностями: рассматривает, тянет в рот. Как раз пришло время для пальчиковых упражнений. Начинайте с простых стишков, например: сорока-ворона, коза бодатая.
  • Ближе к годику уже можно порисовать пальчиком в манной крупе или муке. Для этого насыпьте что-нибудь в широкий лоток с низкими бортиками. А далее творите вместе с ребенком все, что душе угодно.
  • Если не хотите заморачиваться с самоделками, купите готовые мягкие или резиновые игрушки с наполнителями (шариками). Дети с ними хорошо играют.
Читайте также:  Икота у новорожденных: причины появления и методы ее устранения

Умеет строить башенку из кубиков различной величины

  • Вместе со взрослым строит башенку из двух одноцветных кубиков, значительно отличающихся по размеру.
  • Вместе со взрослым строит башенку из трех одноцветных кубиков, незначительно отличающихся по размеру.
  • Может самостоятельно строить башенки.
  • Понимает слова: «большой», «маленький», «совсем маленький».

К сожалению, одноцветные кубики встречаются в продаже редко. Заменить их могут деревянные стаканчики-цилиндры пяти основных цветов (или такие же неокрашенные), вставляющиеся один в другой (тип игрушки «Вкладыши один в другой»).

Играя со стаканчиками, малыш знакомится с основными цветами, учится различать предметы по размеру. Покажите ему, как, переворачивая стаканчики вверх дном и выбирая каждый раз «самый большой» из оставшихся, можно построить башенку.

Развитие речи в года

Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу.

Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.

Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.

Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

Пазлы, конструкторы, шнуровки

Что подарить ребенку?

Близится первый день рождения малыша: ему уже годик! На это маленькое, но крайне важное торжество приглашены все родные и близкие. Родителей заваливают вопросами о подарках для именинника. Какие именно развивающие игрушки можно презентовать в качестве подарка ребенку до трех лет?

Ребенку после года интересны игрушки, которые помогут понять причинно-следственные связи, помогут развивать физическую форму, логику, а также подготовить руку для письма. К этой категории можно отнести такие игрушки как конструкторы, пазлы, машинки, каталки и толкатели, коврики для рисования, трафареты, вкладыши, пирамидки и сортеры.

Читайте также:  Е. Комаровский: Ребенок упал с дивана вниз головой, симптомы сотрясения мозга, если ребенок ударился головой - на что обратить внимание, ударился затылком об пол, последствия

Строго разграничить возрастную категорию игрушек после двух лет довольно трудно, поскольку одни дети развиваются быстрее, а другие чуть медленнее, одному малышу конструктор собрать будет легко уже в год, а другому и в три он еще неинтересен.

Отделы мозга, отвечающие за развитие моторики и речи у детей, находятся рядом, поэтому при развитии одного отдела развивается и второй. Развивающие игрушки в этом возрасте должны состоять из сложных и более простых и мелких деталей, чтобы была возможность стимулировать кончики пальцев.

Конструкторы. Для самых маленьких существует серия конструкторов с большими деталями: их легко соединять и разъединять пальцами, их не засунешь в рот, их удобно брать в руку. Это, например, серии Lego Mega Blocks и Primo, а также конструктор Технок Мега блоки.

Есть серия Lego для детей от 2 лет, в ней детальки меньше, но как раз такие, чтобы можно было из них построить что-то более существенное, чем из «первых» мегаблоков.

Толкатели и каталки. Машинки-толкатели и каталки развивают координацию движений и тренируют организм ребенка, помогают разрабатывать мышцы ног, рук, спины.

Зачастую такие машинки оснащены мелодиями. Недостатком машинки-толкателя является ее частое опрокидывание. Пользователи машинок, у которых транспорт оснащен стопорами для защиты от перекидывания, жалуются, что эти девайсы часто сами по себе являются причиной перекидывания: они путаются в траве, плохо заезжают на бордюры, плохо преодолевают препятствия на дорогах в виде холмов и ям.

Интерактивные игрушки. Это могут быть машинки, телефоны, различные зверушки, плакаты. Они обучают ребенка счету, логике, песням, стишкам, буквам и цифрам. Такие игрушки больше подойдут детям от 2 лет.

Интерактивный плакатик, который называет буквы, помогает ребенку скорее изучить алфавит и счет, сделать первые шаги к чтению. Существуют варианты на разных языках. В арсенале плакатов песни, скороговорки, цифры и различные игры с экзаменами.

Интерактивные игрушки обычно рекомендованы детям от 6 месяцев, но большинство детей начинает интересоваться ими примерно с года-полутора.

Коврики для рисования. Принцип прост: во фломастер набирается вода, и малыш рисует ею по тканевой поверхности коврика. Вода высыхает, и рисунок постепенно исчезает. С тыльной стороны коврик уплотнен резиновой клеенкой во избежание протекания. Например, коврик Aquadoodle можно стирать в стиральной машине при деликатном режиме.

Игрушки на шнуровках. В основном они сделаны из дерева. Игрушки на шнуровках помогают ребенку развивать мелкую моторику по методике Марии Монтессори. По количеству деталей, их размеру и тематике набора игрушки-шнуровки предназначаются определенному возрасту ребенка. Сыр, пуговица, фрукт, ботинок подойдут для годовалого малыша. А более сложные шнуровки — цветок, домик, набор тематических фигурок (овощи, фрукты, сказки) будут хороши для ребенка до 3-4 лет.

Еще один большой раздел развивающих игрушек — это пазлы. Их можно отнести как к развивающим пособиям, так и к игрушкам. Пазлы бывают картонные, деревянные, фетровые и мягкие. Они обучают малыша логическому и пространственному мышлению и развивают память.

Для деток старше года деревянные пазлы состоят максимум из 4-5 деталей. Они всегда крупные, рисунок на них односложный (коровка, собачка, рыбка), чтобы малышу было понятнее и нагляднее. Для детей постарше деревянные пазлы обычно делают по сюжетам сказок.

Недостатком картонных пазлов для малышей может стать то, что они не очень прочные. На мягких пазлах обычно печатают сцены из любимых мультфильмов, собирать их будет удобно детям после 2 лет.

Если ребенку нет еще 3 лет, но он очень любит рисовать, в качестве развивающей игрушки можно предложить объемный пазл-раскраску. Обычно такие пазлы (а также 3Д пазлы) рекомендованы для детей от 3 лет, но если малышу нравится, почему бы не попробовать?

Работа с этими пазлами развивает не только мелкую моторику малыша, но и его цветовое восприятие, расширяет творческие способности. Объемные пазлы-раскраски производят из тонкого винила или специальной ткани, на поверхности нанесены контуры рисунка, который ребенок разукрашивает фломастерами. Прелесть данного девайса в том, что он многоразовый: стираешь в мыльной воде и раскрашиваешь заново!

Читайте также:  Что можно есть кормящей маме в первые месяцы после родов

Отклонения в развитии речи

Когда ребенок находится в раннем возрасте, родителям бывает сложно заметить какие-либо нарушения в его речи, однако, тревогу стоит бить, если:

  1. На протяжении всех месяцев с двух до трех лет словарный запас малыша не развивался, либо пополнился всего несколькими словами.
  2. Ребенок не понимает обращенную к нему речь (предпосылки для сенсорной алалии).
  3. Понимание речи присутствует, пассивный словарь увеличивается, но не переходит в активный, ребенок не говорит. Это может быть показателем моторной алалии или других нарушений речи.
  4. Малыш не выговаривает правильно большое количество звуков. В этом возрасте еще можно «закрыть глаза» на недостатки в произношении некоторых шипящих и свистящих, а также звука «Р», но если есть дефекты в строении речевого аппарата, то будет наблюдаться общее недоразвитие речи. Вследствие этого психическое развитие в целом «затормаживается» и показатели уровня сформированности мышления, внимания, восприятия снижаются.
  5. Он разговаривает на «птичьем» языке, похожем больше на длинные лепетные цепочки. Это допустимо, когда ребенку еще годик, но не в два. У неговорящих детей может наблюдаться мычание.
Отклонения в развитии речи

В любом из этих случаев будут рекомендованы логопедические занятия для детей от 2 до 3 лет.

Какие игры можно использовать для развития дошкольников?

Кроме описанных выше игр, во время развивающих занятий можно использовать и другие. Несколько примеров:

  1. Канцелярские магазины продают по доступной цене счетные палочки, обязательно приобретите их для дома. Хорошо, если они будут иметь разные цвета. Палочки можно пересчитывать, выкладывать ими разные фигуры, сортировать по цветам. Старайтесь комментировать все действия. Хвалите за правильно выполненное задание, не ругайте ребенка за ошибки. Наводящими вопросами правильно направляйте его.
  2. Для следующей игры из картона вырежьте несколько цветков и бабочек, чтобы они образовывали пары одного оттенка. Используйте только базовые цвета. Попросите ребенка составить пары из хаотично разложенных растений, бабочек.
  3. Ищите пары среди игрушек. Вырежьте из картона простые формы: квадрат, треугольник овал, круг. Попросите к каждой фигуре найти похожую на нее игрушку.
  4. Сшейте из плотной ткани мешочек. Положите в него несколько небольших фигур с разными качествами поверхности, формами. Попросите ребенка опустить внутрь мешка руку, не вытаскивая ее, он должен найти загаданный объект.
  5. Для следующей игры вам понадобится несколько простых воздушных шариков, а также наполнители для них. Они должны быть разными по форме: мука, вода, фасоль, колотый горох, гречка, овсяные хлопья, пшено. По два шарика наполните одинаковыми крупами, завяжите их. Важно, чтобы они были разного цвета, так ребенок будет основываться на своих ощущениях. Попросите кроху пощупать шарики, чтобы найти пары.
Какие игры можно использовать для развития дошкольников?

Это всего лишь несколько примеров, которые можно осуществить для обучения детей младшего возраста дома. Материалы для занятий можно встретить на полках многих книжных или детских магазинов. Обязательно пользуйтесь карточками, окружающими вещами, подручными материалами. Знания закрепить можно с помощью практических творческих заданий – выполнения аппликаций, лепки, рисования. Важно поэтапно пройти все сенситивные периоды развития ребенка, чтобы облегчить ему обучение в школе.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,до лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги «Помоги мне сделать это самому», М., 2000