Стихи для развития памяти взрослым и детям

Как формируется память ребенка? Как работают механизмы запоминания? Может ли ребенок забыть свою маму, если та уехала надолго? Каковы психические механизмы и функции детской памяти? Давайте рассмотрим несколько общеизвестных фактов о памяти малышей и проведем собственное расследование — соответствуют ли они истине?

Память ребенка: малыш до лет все забывает, поэтому может даже забыть маму, если расстаться с ним надолго. Есть мнение, что дети, которые потеряли родителей до лет, быстро забывают их.

Может ли такое быть? Малыши действительно все забывают или у них включается защитный механизм — «блокировка» негативных моментов? Память ребенка избирательна и эмоционально окрашена. Потому вряд ли малыш забудет вас за 1-2 месяца, ведь мама — это самый первый эмоциональный стимул крохи. Да, бывает так, что дети как бы обижаются на маму и после приезда какое-то время не хотят к ней подходить. Но такое поведение, скорее всего, продиктовано не забывчивостью, а другими мотивами.

Причины детского поведения. Можно предположить, что в данном случае есть реакция на прерывание контакта с матерью. В этой психологической ситуации выделяют 3 фазы: протест, отчаяние, отчуждение. Малыш воспринимает разлуку как опасность, угрозу жизни, и это вызывает у него страх. Если расставание с мамой затягивается, то кроха может реагировать апатией, это своего рода торможение психических процессов из-за пережитой эмоциональной травмы. У детей в таких ситуациях вырабатывается психологическая защита — отрицание. Впоследствии это может переноситься и во взрослую жизнь, когда человек отрицает вызывающие тревогу обстоятельства, заглушает внутренние импульсы, не признает черты характера, которые при этом очевидны для окружающих. Такие черты закладываются до 1,5 лет.

Совет родителям при разлуке. Компенсируйте расставание повышенной заботой, вниманием при встрече, акцент — на объятиях и телесном контакте. По приезде возьмите малыша на руки и качайте, как если бы он лежал у вас в животике и качался в околоплодных водах. Даже для взрослых людей применяют это психотерапевтическое упражнение, которое имитирует материнскую утробу и состояние безмятежного покоя. Вы увидите, что через какое-то время стресс уйдет, у ребенка нормализуется психологическое состояние, а ваш эмоциональный контакт с малышом будет восстановлен.

Зачем учить стихи?

Поэзия гораздо легче воспринимается мозгом (конечно, если стихи хорошие) и потому процесс запоминания проходит быстрее и проще. Именно поэтому в школе детям задают для заучивания стихи очень часто, а вот прозу — достаточно редко.

Ежедневное запоминание хотя бы нескольких стихотворных строчек формирует между нейронами новые связи, поэтому способности памяти расширяются, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

Кроме того, учить стихи полезно и по другим причинам:

  • Происходит развитие речи. Заучивание новых слов, оборотов, фраз расширяет словарный запас и обогащает речь художественными выражениями;
  • Улучшается дикция. Постоянное чтение вслух (еще лучше — перед публикой) развивает ораторские способности, помогает свободно общаться на любом уровне без стеснения, делает речь разборчивой, разрабатывает интонацию.

Простые народные способы для улучшения памяти Какие книги нужно читать для развития интеллекта и словарного запаса Как развить свой интеллект: эффективные способы и рекомендацииА это — уже шаг к личностному росту. В пожилом возрасте именно интенсивная умственная деятельность и заучивание стихов помогли многим известным людям сохранить ясность ума и твердую память.

Учить стихи, считал Бродский, необходимо еще и по той причине, что они заставляют пропускать через себя все эмоциональное и информационное наполнение, обогащая мозг.

Как укрепить память ребенка

Психологи утверждают, что в большинстве своем дети обладают хорошей памятью, развить же ее – задача взрослых. Если родители стали замечать, что ребенок плохо запоминает информацию, следует разобраться в причинах:

  1. Нет интереса к запоминанию или отсутствуют способности сохранять информацию. Развивать память у ребенка следует, используя приемы и методы, индивидуальные для каждого возраста.
  2. Заболевания, связанные с перенесенными стрессовыми ситуациями (переезд, развод или смерть близкого человека), недосыпанием и переутомлением, серьезным умственным перенапряжением.
  3. Гипоксия мозга из-за нарушения мозгового кровообращения. Это бывает связано не только с серьезными заболеваниями, но и с неправильным или неполноценным питанием, анемией, авитаминозом, отсутствием прогулок на свежем воздухе.

Если существуют значительные проблемы с концентрацией внимания, ребенок не запоминает даже недавно произошедшие события, следует как можно раньше показать его врачу (психологу, неврологу). Проведя определенные тесты, врач даст заключение и рекомендации родителям. Возможно, понадобится прием витаминных препаратов или медикаментозное лечение.

Двигательная память

ТАНЕЦ

Цель игры: помочь малышу в развитии двигательной памяти, сделать его движения более ловкими и скоординированными, повысить его самоконтроль, научить быть более внимательным к себе. Это универсальная игра, направленная на развитие не только двигательной памяти, но и зрительной, слухоречевой, а также пространственных представлений и воображения.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: взрослый придумывает и показывает ребенку небольшой танец – набор простых движений в определенном порядке (притопы, хлопки, приседания, повороты и т. п.). Ребенку нужно как можно лучше запомнить движения и повторить их самостоятельно. Потом ребенок и взрослый меняются ролями.

Усложняя игру, движения можно сопровождать различными стишками. В процессе танца можно не стоять на одном месте, а использовать пространство всей комнаты. Также можно попросить ребенка представить исполнителя танца. Танцевать в разной манере будут, например, мишка и зайка, нарядная кукла и солдатик.

* * *

Помимо описанных в игр и упражнений можно развивать все виды памяти ребенка в повседневной жизни, в быту. Просите ребенка время от времени, закрыв глаза, угадывать на ощупь принесенный вами предмет (тактильная память), на вкус угадывать приготовленное блюдо, по звуку (шум, треск, звон и т. д.) определять знакомый ему источник.

Такие маленькие загадки помогут в полной мере развить не только память, но и сенсорную сферу малыша.