Проверка готовности детей к школе по математике

Если хотите разобраться, насколько вы с ребенком понимаете друг друга и насколько солидарны в вопросе выбора профессии, пройдите наш бесплатный тест для детей и родителей.

Саморегуляция

Для начала спросите себя: я различаю понятия «чувствую/ощущаю»? Что вы отвечаете на вопрос «Как ты?», а что — на вопрос «Как ты себя чувствуешь?». В нашем языке первый вопрос предполагает ответ о психическом состоянии, а второй — о физическом. Как ты сегодня? Мне хорошо, или грустно, или я озабочен, или в тревоге, или мне весело, я счастлив. Большинство подростков оперирует понятиями «норм» и «хреново». И дальше, как принято, следуют различные советы, как выйти из состояния «хреново» и вернуться в состояние «норм». Хотя, согласитесь, хреново потому, что не сделал домашку, а вспомнил об этом сейчас, или хреново, потому что любимая девушка порезала себе вены и сейчас в больнице, — это разные хреновости. Так что первейшая наша обязанность — научить ребенка различать свои эмоциональные состояния, правильно их называть, отличать эмоции от физиологии. То есть, грубо говоря, не пытаться заливать тоску вином, не соглашаться идти на каток, когда кашляешь, «чтобы развеяться, а то ты что-то грустная». Она не грустная, она после болезни слабая. В идеале — не путать гастрит с приступами паники. Девушки должны знать, что такое ПМС, чтобы не впадать в панику «ой, никто меня не любит, погибаю» каждый месяц. Все без исключения обязаны хорошо знать средства контрацепции и до «от зубов отскакивает» выучить правила безопасного секса.

Очень важно, чтобы к моменту отъезда из дома молодой человек был ознакомлен с функционирования своего организма в медицинском смысле. Чтобы вопросы медсестры на первом осмотре в студенческой поликлинике не ставили его в тупик. «Мам! Я чем болел? А травмы головы были? А откуда у меня этот шрам на пузе? Они спрашивают, какие прививки. А у нас в роду психи были? Шучу, шучу, это не врач, это ребята интересуются». Для девочек важная информация: болели они краснухой или нет, и когда, это на случай внезапной беременности. Вообще, посвящайте ребёнка в тонкости его жизни, например: «Когда ты заболеваешь, у тебя в первый день очень высокая температура, помогает ибупрофен/парацетамол в таком-то виде, потом тебя обычно рвет, потом ты лежишь пластом сутки, потом все в порядке». Казалось бы, все это происходило с ним не раз и не два, но дети не фиксируют и никак не обрабатывают эти события. Есть мама — она позаботится. Девочки обычно в курсе, мальчики обычно никак вообще. Связь между «поздно лег — с утра в глаза как песок насыпали» неочевидна, ее надо устанавливать. Менее известные закономерности типа «если выпить жидкость из пузырька, на котором написано яд, рано или поздно почувствуешь недомогание», «сожрал два чебурека и шаурму возле вокзала — три дня не отходил от туалета», как оказалось, требуют экспериментального подтверждения на большом массиве данных. Одного раза явно недостаточно.

Читайте также:  Особенности стимуляции возрастных женщин

Особенности развития мальчиков и девочек

Поэтому в зоне досягаемости ребёнка не должно быть травмоопасных вещей. Прибавка в весе в этом возрасте составляет 450-550 г. К концу месяца малыш может весить в 2-2,5 раза больше, чем при рождении и подрасти в среднем на 1,5-2 см.

Мальчики Девочки
Рост (см) 64,0,2-73,5 61,3-70,9
Вес (кг) 7,1-9,8 6,5-9,2
Окружность груди (см) 41,7-48,9 42,0- 47,9
Окружность головы (см) 41,5-46,5 40,2-45,5
Особенности развития мальчиков и девочек

Данные, приведённые в таблице — ориентировочные. Важно, чтобы параметры ребёнка попадали в заявленные границы, тогда можно с уверенностью утверждать, что малыш развивается нормально. Значения, выходящие за указанные рамки (со сдвигом в ту или иную сторону), считаются критическими и требуют врачебной консультации.

До года все детки развиваются одинаково, но нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка и его антропометрические данные при рождении.

Развитие сенсорики у детей: особенности и задачи

Сенсорика – способность организма распознавать внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с помощью органов чувств. Например, визуальное восприятие помогает различать предметы по цвету, форме, аудиальное – по тону и громкости, тактильное – по фактуре, температуре и т.д.

Развитие сенсорики начинается с того, что ребенок изучает особенности разных предметов. К 5 годам малыш должен научиться сравнивать свойства одного объекта и несколько объектов между собой на основе специальных сенсорных эталонов. Бывают эталоны:

  • цвета: цвета радуги, подтона и оттенки;
  • формы: круг, квадрат, треугольник и др;
  • величины: метрическая система;
  • слуха: ноты, звучание языка;
  • вкуса: сладкий, соленый, острый, кислый и пр;
  • запаха: цветочный, пудровый, тяжелый и т.д.

Основная задача родителей во время сенсорного воспитания – помочь детям упорядочить хаотичные представления о вещах реальной действительности: от игрушек до произведений искусства. Другие цели сенсорного воспитания:

  • Заложить у детей основу для развития интеллекта.
  • Сформировать наблюдательность, внимание, воображение.
  • Расширить словарный запас.
  • Развить все виды памяти: визуальную, аудиальную, моторную, образную и т.д.
Читайте также:  Острое инфекционное заболевание - скарлатина

Педагог-новатор М. Монтессори была убеждена, что сенсорика неразрывно связана с эстетическим развитием. То есть чем больше человек ощущает различия оттенков, запахов, вкусов, тем больше у него развито чувство прекрасного. Также она отмечала связь уровня сенсорного развития с фантазией. Повышенная чувствительность сенсорных органов к внешнему миру помогает выделять самые мелкие детали, на основе которых и строятся оригинальные, уникальные образы. Во время воспитания сенсорики обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Подобрать игрушки по методике Монтессори можно в каталоге на нашм сайте.

Минимальный перечень математических знаний, которыми должны владеть дошкольники

1. Владение прямым и обратным порядковым счётом до 10. Предлагаются задания, в которых нужно начать счёт не с единицы, а с другого числа, также в прямом и обратном варианте.

2. Знание соседей числа, понимание, что такое следующее, предыдущее число, умение их называть. Пример: соседи числа 8 – это 7 и 9. 7 – предыдущее число, 9 – следующее.

3. Умение различать количественный и порядковый счёт. На вопрос «сколько?» отвечают количественные (десять яблок, одно яблоко и т. д.). Порядковый счёт нужен для определения места (десятое яблоко, первое яблоко и т. д).

4. Знание соответствия чисел и цифр.

5. Умение вставлять в числовой ряд пропущенные цифры. Ряд может быть прямым и обратным: 1, 2, 3… 5… 7, 8 или 8, 7… 5 … 3, 2, 1.

6. Понимание смысла сложения и вычитания. При объединении предметов их становится больше – такие действия можно записать с помощью сложения. Если от целого отнимают определённую часть, предметов станет меньше – это действие называется вычитанием.

7. Понимание смысла «увеличить на…», «уменьшить на…». Ребёнок должен знать, как увеличивать или уменьшать на определённое число. Дошкольники обычно увеличивают/уменьшают на 1, 2, редко 3. Здесь важно именно понять, что обозначают эти выражения, а не научиться считать результат.

8. Умение определять, где предметов больше, где меньше, а где их одинаковое количество (поровну). В детском саду начинают использовать знаки &&&>, <, =. Сравнивают обычно однородные предметы по количеству. Сравнение чисел без опоры пока не используют.

9. Понимание, где «мало», «много», «несколько» предметов. Необходимо уметь использовать в речи эти понятия. Примеры заданий: «Покажи, на какой картинке много яблок, на какой картинке мало яблок, на какой – несколько?».

10. Понимание состава числа. Ребёнок должен знать, как получается то или иное число. Например, число 5 можно получить, если к 4 прибавить 1, к 3 прибавить 2, к 2 прибавить 3, к 1 прибавить 4. Это, по сути, таблица сложения до 10. В идеале дети должны её знать наизусть.

11. Знание основных геометрических фигур. Это круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Дошкольник должен уметь находить эти фигуры в предметах окружающего мира. Например, крыша дома – это треугольник, круг – это солнце, прямоугольник – дверь, квадрат – стол. Из вырезанных геометрических фигур ребёнку предлагают составить аппликацию по образцу. В фигурах малыш должен уметь показывать углы (также знать их количество в каждой фигуре) и стороны.

12. Умение сравнивать предметы не только по количеству, но и по цвету, размеру, форме. Это раздел из подготовки к изучению математики. Сортировать предметы по различным характеристикам дети начинают очень рано. Родители даже не догадываются, что это основы математических знаний, которые ещё предстоит изучать несколько лет спустя.

13. Владение пространственными ориентировками. Малыш должен знать, где «лево», «право», «вверху», «внизу», «между» и т. д. Для диагностики предлагают задания, в которых нужно найти предмет сверху справа, внизу слева, слева за… и т. д.

14. Умение искать отличительные признаки на одинаковых с виду картинках. Это любимые с детства задания «найди 10 отличий».

15. Знание временных ориентировок. Ребёнок должен знать, что такое сутки, их состав, времена года, количество месяцев, количество дней в году, дни недели. Полезно будет уметь определять время по часам, хотя бы без минут.

Помимо этих знаний у малыша должна быть развитая для своего возраста мелкая моторика. Дети должны выполнять задания на штриховку, уметь проводить разнохарактерные линии, обводить рисунок по контуру. Хорошей проверкой могут стать математические (графические) диктанты. Взрослый говорит, сколько точек нужно поставить, какой длины должны быть линии. В результате получается определённый рисунок. Задание требует внимательности, умения ориентироваться в пространстве и формирует навык работать самостоятельно. Оно звучит так: «Выберем клетку и слева вверху поставим точку. От этой точки нужно двигаться, не отрывая карандаш. Чертим линию на две клетки влево, одна клетка вверх, две налево и т. д.

Рисунки по клеточкам можно просто копировать с образца. Разновидность более сложного математического диктанта – записывать ответы на математические загадки. Взрослый зачитывает загадку, а дети должны посчитать ответ в уме и записать.