Как научить ребенка считать по порядку, складывать и вычитать цифры

Интерес к счету просыпается у детей рано: к трем годам малыш запоминает, что у него два ушка, две ручки, один носик, не сбиваясь цитирует стишки: «раз-два-три-четыре-пять, вышли пальчики гулять». Если этот интерес подпитывать и с каждым днем немного усложнять игры, то как раз к началу учебы вы сможете научить ребенка быстро считать в уме, считать простые примеры и задачки.

С какого возраста нужно начинать обучать ребенка счету?

Единого мнения об оптимальном возрасте для начала обучения счету нет. Одни специалисты считают, что обучать ребенка лучше с 1,5 лет, другие советуют отложить это до 3-4 лет, а третьи говорят о необходимости раннего обучения, начиная с 6-месячного возраста.

Подход к каждому ребенку должен быть индивидуален. Оптимальные сроки начала обучения счету следует определять в соответствии с уровнем развития ребенка, причем не только умственного, но и физического.

Нужно учитывать также заинтересованность в предмете. Обучение должно быть организовано так, чтобы вызывать у ребенка интерес к процессу, тогда он пойдет быстрее и будет эффективнее.

При обучении ребенка счету и связанным с ним навыкам необходимо брать во внимание и требования учебных заведений. Не следует надеяться, что в школе всему научат. Программа регулярно усложняется, количество учебных предметов возрастает, поэтому ребенок должен обладать базовыми знаниями. Это значительно облегчит ему дальнейшее обучение.

Простые способы, как научить ребёнка считать примеры в пределах 20

Простые способы, как научить ребёнка считать примеры в пределах 20

Добрый день, дорогие читатели! Как много усилий приходится прикладывать взрослым, чтобы научить ребенка считать в пределах 10 и 20. И не только считать, но и решать примеры, вычитать и складывать! В то же время сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Предлагаем вам нестандартные игровые методики, как научить ребенка считать примеры в пределах 20.

С чего начать?

. Многие детки в 3-4 года уже умеют пересчитывать предметы в пределах 10. Если ваш ребенок еще не освоил счет в этом нет ничего страшного, предлагаю вам следующий алгоритм:

Этап 1

На первом этапе достаточно научить малыша просто считать от 1 до 10. В качестве пособий используйте все, что видите вокруг. Это могут быть деревья, кусты, дома, машины, пальцы, конфеты и т.д.

Этап 2

Если научились пересчитывать, знакомимся с графическим изображением цифр. С этой целью используем кубики с числовыми изображениями, карточки.

Этап 3

Следующий этап очень важный: он готовит основу для быстрого счета в уме. Это изучение состава числа. Если кроха будет твердо знать, как раскладываются числа, он легко будет решать примеры на сложение и вычитание.

Изучение состава числа традиционно проводят с помощью так называемых «домиков». На бумаге в клеточку рисуете домик. На одном «этаже» всегда по 2 комнаты-клетки. Этажность дома определяется в зависимости от количества числовых пар, на которые можно разложить цифру.

Например, 4 можно разложить на 3 и 1, 2 и 2. Значит, цифра 4 живет в двухэтажном дома и т.д. Ее мы и напишем на крыше. На примере хорошо видно, как правильно составить домики для чисел 3, 4 и 5.

Расселение «квартирантов» по этажам ребенку придется запоминать наизусть. Начинайте с небольших чисел. Просите кроху внимательно посмотреть, кто с каким соседом живет, а потом «заселить» числа самостоятельно.

Когда усвоены двойка и тройка, переходите к более сложным числам. Такая методика дает наиболее твердые результаты. Проверенно на собственном опыте.

Этап 4

Когда домики пройдены, настала очередь примеров в пределах 10. В первом классе эти примеры придется решать в первом полугодии, так что лучше подготовиться заранее. Теперь останется только ставить между «поселенцами» знаки + или — , предварительно объяснив малышу их предназначение.

Сначала преподнесите сложение или вычитание в форме игры. Например, от четверки с этажа ушла единичка. Кто из соседей останется на этаже? Ответ: тройка. Такие упражнения помогут крохе быстро освоиться в математических примерах. Постепенно слова «ушел», «пришел» меняем на «плюс» и «минус».

Так мы освоили с ребенком счет в пределах 10. Как видите, методика очень проста, но для ее действия требуется время и терпение. Старайтесь заставлять кроху сначала считать в уме: письменные упражнения затормаживают мышление.

  • Попутно тренируйте понятия «больше-меньше» (используйте сначала предметы, разложив их по разные стороны, затем сравнивайте цифры), соседи числа (пишите ряд чисел с пропущенными цифрами и просите кроху дополнить ряд, правильно разместив соседей).
  • Идем дальше…
  • Настала пора знакомить малыша со вторым десятком. Чтобы преодолеть арифметические трудности, предлагаем следующий алгоритм занятий:
  • Часть 1
Читайте также:  Дозировка Ацикловира при ветрянке у детей

Вводим понятие десятка. Для этого раскладываем перед ребенком 10 кубиков и прибавляем еще один. Объясняем, что это одиннадцать. Говорим о том, что Окончание слова «дцать» обозначает «десять». Чтобы образовать цифру от 11 до 19, нужно всего лишь прибавлять число к окончанию «дцать» и ставить между ними предлог «на».

Част 2

Часть 3

Теперь переходим к примерам на минус: действуем точно так же. Вычитаем единицы, затем прибавляем десяток.

Часть 4

Самый сложный этап – вычитание, при котором первая единица меньше второй: 13-6. В таком примере мы не можем вычесть из 3 шесть. Приходится иметь дело с десятком. Один из путей – из шести вычесть три, оставшееся число вычесть из десятка, т.е. 6-3=3, 10-3=7. После нескольких тренировок малыш сможет производить вычитание в уме.

Ребенок должен четко усвоить описанные навыки: во 2 классе это понадобится ему для решения примеров с двузначными числами.

Чтобы скрасить процесс обучения, можно привлечь различные пособия:

  • кубики;
  • магниты;
  • картинки (обучение с картинками особенно разнообразно: их можно просто пересчитывать, использовать раскраски с примерами для закрепления навыков счета);
  • любые предметы, находящиеся под рукой;
  • счетные палочки;
  • счеты и т.д.

Чем больше вы проявите фантазии, тем скорее заинтересуете ребенка математикой.

Мы с вами рассмотрели последовательность обучения крохи решению примеров в пределах 20 поэтапно. Если статья была вам полезна, оставьте комментарий или поделитесь статьей со своими друзьями в соц. сетях.

До скорых встреч, дорогие друзья!

Основные правила

Для подготовки к будущей учебной деятельности важно научить считать слева направо. Счетный ряд выстраивают в линию, при подсчете предметы берутся или указываются по одному. Правши выкладывают ряд правой рукой, для левшей – допустима левая рука.

Другие правила:

  • Размещайте предметы в ряд через одинаковые интервалы.
  • Называя число, соотносите его с каждым считаемым элементом.
  • Согласовывайте имена существительные в родах, числах и падежах (одно яблоко, три кубика и т. п.).
  • Считать можно количественными (один, два, три), а затем и порядковыми (первый, второй, третий) числительными. Для количественных числительных задавайте вопрос: «Сколько всего?» Для порядковых – «Какой по счету?»
  • Счет ведите не торопясь, не пропуская предметы, не показывая дважды на один и тот же.
  • Научите малыша в ответ на вопрос «сколько?» отвечать «один», а не «раз».
  • После освоения подсчета видимых элементов, начинайте считать с помощью других анализаторов: звуки, предметы на ощупь или движения: сколько раз я подпрыгну, стукну по столу, хлопну в ладоши и т. д.
  • Соотнести количество и число помогут нарисованные цифры. Хорошо, когда рядом с цифрой изображено соответствующее количество предметов. Такие карточки можно быстро изготовить самим или купить в магазине специальные детские книжки с цифрами.
  • Совмещайте обучение рисованию и счету: рисуйте однородные предметы (елки, цветочки, людей), а затем – считайте их, попросите нарисовать определенное количество чего-нибудь.

Нужно постоянно находить место для математики в обычных повседневных делах. Например, посчитать вилки на столе, пуговицы на рубашке, подобрать одинаковое количество конфет, разделить «вкусняшки» поровну между членами семьи.

Простые способы, как научить ребёнка считать примеры в пределах 20

Простые способы, как научить ребёнка считать примеры в пределах 20

Добрый день, дорогие читатели! Как много усилий приходится прикладывать взрослым, чтобы научить ребенка считать в пределах 10 и 20. И не только считать, но и решать примеры, вычитать и складывать! В то же время сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Предлагаем вам нестандартные игровые методики, как научить ребенка считать примеры в пределах 20.

С чего начать?

. Многие детки в 3-4 года уже умеют пересчитывать предметы в пределах 10. Если ваш ребенок еще не освоил счет в этом нет ничего страшного, предлагаю вам следующий алгоритм:

Этап 1

На первом этапе достаточно научить малыша просто считать от 1 до 10. В качестве пособий используйте все, что видите вокруг. Это могут быть деревья, кусты, дома, машины, пальцы, конфеты и т.д.

Этап 2

Если научились пересчитывать, знакомимся с графическим изображением цифр. С этой целью используем кубики с числовыми изображениями, карточки.

Этап 3

Следующий этап очень важный: он готовит основу для быстрого счета в уме. Это изучение состава числа. Если кроха будет твердо знать, как раскладываются числа, он легко будет решать примеры на сложение и вычитание.

Читайте также:  Возраст, рост и вес ребенка — все взаимосвязано

Изучение состава числа традиционно проводят с помощью так называемых «домиков». На бумаге в клеточку рисуете домик. На одном «этаже» всегда по 2 комнаты-клетки. Этажность дома определяется в зависимости от количества числовых пар, на которые можно разложить цифру.

Например, 4 можно разложить на 3 и 1, 2 и 2. Значит, цифра 4 живет в двухэтажном дома и т.д. Ее мы и напишем на крыше. На примере хорошо видно, как правильно составить домики для чисел 3, 4 и 5.

Расселение «квартирантов» по этажам ребенку придется запоминать наизусть. Начинайте с небольших чисел. Просите кроху внимательно посмотреть, кто с каким соседом живет, а потом «заселить» числа самостоятельно.

Когда усвоены двойка и тройка, переходите к более сложным числам. Такая методика дает наиболее твердые результаты. Проверенно на собственном опыте.

Этап 4

Когда домики пройдены, настала очередь примеров в пределах 10. В первом классе эти примеры придется решать в первом полугодии, так что лучше подготовиться заранее. Теперь останется только ставить между «поселенцами» знаки + или — , предварительно объяснив малышу их предназначение.

Сначала преподнесите сложение или вычитание в форме игры. Например, от четверки с этажа ушла единичка. Кто из соседей останется на этаже? Ответ: тройка. Такие упражнения помогут крохе быстро освоиться в математических примерах. Постепенно слова «ушел», «пришел» меняем на «плюс» и «минус».

Так мы освоили с ребенком счет в пределах 10. Как видите, методика очень проста, но для ее действия требуется время и терпение. Старайтесь заставлять кроху сначала считать в уме: письменные упражнения затормаживают мышление.

  • Попутно тренируйте понятия «больше-меньше» (используйте сначала предметы, разложив их по разные стороны, затем сравнивайте цифры), соседи числа (пишите ряд чисел с пропущенными цифрами и просите кроху дополнить ряд, правильно разместив соседей).
  • Идем дальше…
  • Настала пора знакомить малыша со вторым десятком. Чтобы преодолеть арифметические трудности, предлагаем следующий алгоритм занятий:
  • Часть 1

Вводим понятие десятка. Для этого раскладываем перед ребенком 10 кубиков и прибавляем еще один. Объясняем, что это одиннадцать. Говорим о том, что Окончание слова «дцать» обозначает «десять». Чтобы образовать цифру от 11 до 19, нужно всего лишь прибавлять число к окончанию «дцать» и ставить между ними предлог «на».

Част 2

Часть 3

Теперь переходим к примерам на минус: действуем точно так же. Вычитаем единицы, затем прибавляем десяток.

Часть 4

Самый сложный этап – вычитание, при котором первая единица меньше второй: 13-6. В таком примере мы не можем вычесть из 3 шесть. Приходится иметь дело с десятком. Один из путей – из шести вычесть три, оставшееся число вычесть из десятка, т.е. 6-3=3, 10-3=7. После нескольких тренировок малыш сможет производить вычитание в уме.

Ребенок должен четко усвоить описанные навыки: во 2 классе это понадобится ему для решения примеров с двузначными числами.

Чтобы скрасить процесс обучения, можно привлечь различные пособия:

  • кубики;
  • магниты;
  • картинки (обучение с картинками особенно разнообразно: их можно просто пересчитывать, использовать раскраски с примерами для закрепления навыков счета);
  • любые предметы, находящиеся под рукой;
  • счетные палочки;
  • счеты и т.д.

Чем больше вы проявите фантазии, тем скорее заинтересуете ребенка математикой.

Мы с вами рассмотрели последовательность обучения крохи решению примеров в пределах 20 поэтапно. Если статья была вам полезна, оставьте комментарий или поделитесь статьей со своими друзьями в соц. сетях.

До скорых встреч, дорогие друзья!

Как научить считать до 20?

Следующим этапом математического обучения ребенка в домашних условиях будет счет до 20. Приступать к занятиям следует лишь тогда, когда кроха уже хорошо освоил цифры от 1 до 9 и число 10.

  1. Объясните, что каждое последующее (дальше 10) число будет состоять из двух цифр. Другими словами каждое число делится на десятки и единицы. Первая цифра – десятки, вторая – единицы.
  2. Используйте две коробки. В одну положите десять предметов (шариков, кубиков и т. д.) в другую – один (2, 3, 4), этот наглядный пример поможет малышу понять, что к чему.
  3. Скажите, что все цифры в позиции единиц идут одно за другим, то есть после 11 идет 12, затем 13, 14 и т. д.
  4. Когда ребенок поймет суть счета до 20, можете дать ему небольшое задание. Например, попросите чадо положить в пустую коробку 16 сушек (конфет, мячиков). При этом малыш должен считать вслух.

Полезно: Что должен уметь делать ребенок в 1 год?

Методика Глена Домана

В своей книге «Как обучить ребенка математике» Г. Доман делает упор на то, что дети видят предметы, как они есть. Если сказать пять, взрослый человек «увидит» значок, а ребенок представит количество.

Читайте также:  Развитие ребенка в 7 месяцев. Таблица развития ребенка

Для обучения счету следует изготовить 100 карточек, на каждой из них нарисовать точки от 1 до 100. Точки должны быть одинакового размера и цвета, расположены в хаотичном порядке.

Начинать учиться по методике Домана можно уже с полугода. Ребенка знакомят с цифрами, показывая ему карточки по порядку: сначала от 1 до 5, потом от 6 до 10 и так далее. Демонстрируя карточку, громко и четко проговаривают цифру, соответствующую числу точек, и тут же ее убирают, показывают следующую. Когда цифры по порядку проговорены несколько раз, начинают их показывать вразброс. На одно занятие в среднем уходит 3 минуты, но повторяют их от 3 до 10 раз в день.

К тому моменту, как они начнут произносить слова, уже смогут определять, не считая, количество предметов перед ними.

Решать простые математические примеры так же предлагается с помощью карточек и соответствующих знаков.

Перед школой ребенка знакомят с числовым обозначением количества, то есть учат с ним цифры. Если следовать в таком прядке (от конкретного числового обозначения к абстрактному), обучение будет происходить гораздо быстрее и осмысленнее.

Математика в картинках

Уже с трёх лет можно изу­чать мате­ма­тику с помо­щью мате­ма­ти­че­ских игр рас­кра­сок. С помо­щью таких игр – зада­ний ребё­нок позна­ко­миться с опе­ра­ци­ями сло­же­ние и вычитание.

Мы пред­ла­гаем вам вот такую инте­рес­ную мате­ма­ти­че­скую игру вме­сте с люби­мым пер­со­на­жем детей – оле­нен­ком Бемби.

Малень­кий Бэмби научился счи­тать! И ему это очень понра­ви­лось! Тем более, что в его род­ном лесу посто­янно пред­став­ля­ется повод попрак­ти­ко­ваться в счёте. Попро­буй счи­тать вме­сте с оле­нён­ком Бэмби.

Сна­чала я объ­ясню тебе, что такое сло­же­ние. Это когда к одному числу при­бав­ляют дру­гое число. Резуль­тат этого мате­ма­ти­че­ского дей­ствия назы­ва­ется сум­мой. Напри­мер, здесь нари­со­ваны Бэмби и Топо­тун. 1+1=2. Всего 2 зверька.

А если мы от одного числа отни­маем дру­гое, то это дей­ствие назы­ва­ется вычи­та­нием. Напри­мер, было 2 птенца, 1 убе­жал. Остался один. 2–1=1. Резуль­тат такого ариф­ме­ти­че­ского дей­ствия назы­ва­ется разностью.

Малень­кий Бэмби позна­ко­мился с юной Фали­ной. Оле­нята быстро подру­жи­лись и стали играть вме­сте. Посчи­тай и напиши, сколько оле­нят играют на полянке.

Вкус­ный зелё­ный лист с несколь­ких сто­рон объ­едали 5 гусе­ниц. 1 наелась и уползла. Потом ещё 2 наелись и уползли. Сколько гусе­ниц оста­лось жевать лист?

Зай­чо­нок Топо­тун и скунс Цве­ток играют с Бэмби в прятки. Они никак не могут его найти. Поду­май, как можно запи­сать этот при­мер? Учти, что играть начали 3 зве­рят, 1 спря­тался. Сколько осталось?

Бэмби нашёл в лесу место, где росло много вкус­ной крас­ной зем­ля­ники. Всего там было 10 спе­лых ягод. Сколько ягод оста­нется, если Бэмби съест 7 из них?

В лесу есть неболь­шой чистый пруд с про­зрач­ной водой. Там пле­щутся боль­шие рыбы. 2 из них золо­тые, а осталь­ные — крас­ные. Запиши при­мер и реши его. А кар­тинка будет тебе подсказкой.

Бэмби очень любит дикие яблоки. Смотри: он нашёл в траве 3 крас­ных яблока и 3 жёл­тых. Сколько всего яблок нашёл в траве оле­нё­нок? Под­ставь в при­мер нуж­ные числа и реши его.

На полянке рас­тут грибы, ягоды и цветы. Пере­счи­тай, сколько штук каж­дого вида нари­со­вано. Впиши зна­че­ния в кру­жочки и реши, сколько всего рас­те­ний рас­тёт на полянке.

Бэмби наблю­дает за пти­цами. Он уви­дел, что на ветку село 3 птички с хохол­ками и несколько пти­чек без хохол­ков. Посчи­тай пти­чек без хохол­ков и реши, сколько всего пти­чек сели на ветку.

К маме-зай­чихе при­бе­жали 2 зай­чонка, а 1 убе­жал. Сколько всего оста­нется зай­цев? Поду­май, как пра­вильно запи­сать этот при­мер. Реши его.

Математика в картинках

А теперь задачка послож­ней. Оле­нёнку Бэмби надо нарвать 9 цвет­ков для мамы. Он уже сорвал 5 штук. Впиши в кру­жок, сколько ему ещё цвет­ков надо сорвать.

Бэмби встре­тил на полянке семейку куро­па­ток. Мама-куро­патка вела 8 детей на про­гулку. Но 2 непо­слуш­ных птенца побе­жали в дру­гую сто­рону. Бэмби тут же при­ду­мал при­мер. Реши его.

На полянке собра­лись несколько дру­зей Бэмби. Там были 3 зай­чонка, 1 скунс и сам оле­нё­нок Бэмби. Сколько всего зве­рю­шек собра­лись на полянке?

Бэмби неплохо про­вёл время. А ты? Тебе понра­ви­лось играть с Бэмби? Но ты и сам можешь так играть. Вокруг столько всего, что можно пере­счи­тать! Напри­мер, твои игрушки. Или птиц во дворе. Или машины на улице.

Не забудьте после заня­тия рас­кра­сить эти кра­си­вые картинки.