Дальнозоркость у детей: лечение, профилактика и причины

Еще несколько лет назад УЗИ головного мозга грудничкам и новорожденным проводили строго по показаниям при наличии жалоб и неврологических нарушений. Сейчас этот метод обследования внесен в перечень обязательных скрининговых исследований для всех грудничков, но вопросов меньше у родителей не становится. Что это за обследование, что оно помогает обнаружить, какими должны быть нормы и нужно ли делать такую диагностику ребенку, не навредит ли она? На все эти вопросы мы ответим в этой статье.

Как остановить близорукость?

У ребенка с миопией происходит нарушение обменных процессов и кровообращения, что приводит к дистрофии в склере. Именно поэтому для близоруких детей очень важна физическая активность, занятия спортом, прогулки на воздухе. Обязательным условием является устранение инфекционных заболеваний. Рацион питания ребенка обязательно должен содержать витамины.

Прогрессирующую близорукость можно лечить с помощью рефракционной терапии с использованием ночных линз, которые позволяют исправить зрение. Другие методы являются неэффективными.

С помощью ночных линз можно изменить форму роговицы, она приобретает плоскую форму. Днем роговица сохраняет новую форму, изображение фиксируется на сетчатке, как у здорового человека. Результат подобного метода схож с лазерной коррекцией зрения — подробнее. Линзы подбираются в зависимости от особенностей строения роговой оболочки.

Есть популярные методы, как восстановить зрение у ребенка при близорукости:

  • Регулярно выполнять упражнения для глаз – способ заключается в напряжении и расслаблении глаз.
  • Прием витаминов и биодобавок — см. список рекомендованных витаминов при близорукости.
  • Физиопроцедуры – по назначению врача.
  • Ограничить просмотр телевизора и игру на компьютере.
  • Обеспечить нормальное освещение на рабочем месте ребенка.
  • Контролировать рацион питания.

Степени детской дальнозоркости

Выделяют три степени гиперметропии:

  • Слабая – до 2 диоптрий;
  • Средняя – до 5 диоптрий;
  • Высокая – свыше 5 диоптрий.

Если у ребенка гиперметропия слабой степени, ярко выраженных симптомов может и не быть: ему приходится напрягать глаза, чтобы воспринимать окружающий мир с достаточной четкостью, однако нередко ребенок не воспринимает это как серьезную проблему. Впрочем, в некоторых случаях он может жаловаться на быструю утомляемость и головную боль.

У маленьких детей дальнозоркость может быть вариантом нормы. Однако если к 6-7 годам такая гиперметропия не исчезла, ее необходимо корректировать.

При средней гиперметропии, которая чаще всего возникает у детей старше 8 лет, ребенок старается отдалить от глаз рассматриваемый предмет или книгу, для чтения и игр ему требуется более яркое освещение, он часто испытывает болезненные ощущения в глазах, боли в области надбровных дуг и переносицы, повышенную зрительную утомляемость.

Читайте также:  Причины слепоглухоты. Лечение слепоглухого ребенка

Высокая степень гиперметропии обычно предполагает серьезное снижение остроты зрения и вблизи, и вдаль. Ребенок постоянно чувствует себя усталым, у него возникает ощущение песка в глазах, он испытывает частые и сильные головные боли.

Также стоит иметь в виду, что для каждого глаза может быть своя степень дальнозоркости.

Этапы развития и формирования зрения по месяцам

Маленькие дети не различают предметы, зрение у новорожденных размытое и нечеткое.

Первый месяц жизни

Зрительные способности грудного ребенка с 1-го месяца жизни отличаются от зрения в первые дни жизни. Младенец уже способен выделять из окружающего мира лица родителей пусть даже на размытом фоне. К концу 1-го месяца малыш учиться следить глазами за движущейся игрушкой или прочими предметами, но не более чем в 30-ти сантиметрах от его лица.

Второй и третий месяц

Со 2-го месяца у грудничка происходит развитие центрального зрения. Он уже умеет четко фиксировать взгляд на предметах в 80-ти сантиметрах от него и ближе. В этом периоде у малыша формируется двухмерное восприятие предметов (различает высоту и ширину), но при этом он не различает их по объему для него все вещи плоские.

При достижении 3-х месяцев младенец уже умеет различать оттенки цветов (желтый и красный), также различает контрастные рисунки. К тому же ребенок в 3 месяца уже способен долго задерживать взгляд на рисунке. У него происходит формирование бинокулярного зрения, благодаря чему, ребенок узнает родителей.

Шестой месяц

К 6-ти месяцам малыш различает много цветов, уже дольше фокусирует взгляд, следит за движениями и видит себя в зеркальном отражении, но при этом не понимает, что это он.

Формирование зрения к одному году

В год ребенок способен четко видеть на расстоянии 6 метров, у него повышается уровень остроты зрения, хорошо ориентируется на местности, благодаря этому малыш может делать первые уверенные шаги.

Бинокулярное (объёмное, стереоскопическое) зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения – глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей:

  • При рождении ребёнок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него сужается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2-5 недель после рождения сильное освещение уже побуждает ребёнка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение второго месяца жизни ребёнок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трёх измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На четвёртом месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребёнок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трёхмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Детская остеопатия

Остеопатические мероприятия в раннем детском возрасте проводятся не только с целью лечения заболеваний, но и для профилактики их возникновения. Младенцы в 3 месячном возрасте хорошо поддаются остеопатическому влиянию, так как их организм еще не полностью сформирован. Поэтому посетить врача такого профиля не будет лишним, даже если здоровье малыша полностью соответствует норме.

Детская остеопатия

Основные преимущества обращения в остеопатическую клинику: – Врачи остеопаты воспринимают организм малыша как единую систему и комплексно воздействуют на него. – Остеопатия применяется без использования медицинских препаратов и хирургических вмешательств, поэтому может проводиться даже таким маленьким детям. – Врачи клиники борются не с симптомами или даже механизмами формирования болезни, а выявляют точную ее причину. Это позволяет во многих случаях добиваться полного восстановления здоровья и исключить разнообразные осложнения. – Детская остеопатия позволяет эффективно предотвратить появление каких-либо проблем со здоровьем малыша даже при наличии факторов риска. Оптимально будет показать младенца специалисту еще в период новорожденности, чтобы тот сразу оценил состояние организма, выявил или исключил всевозможные предрасполагающие факторы, дал рекомендации и при необходимости назначил процедуры. – Остеопатия полностью безопасна для младенцев. Все детские специалисты являются полноценными врачами с высшим медицинским образованием, прошедшими дополнительное обучение в специализированной остеопатической школе. Остеопатическое лечение не является панацеей от всех болезней. Детские остеопаты внимательно оценивают каждую ситуацию, определяя показания и противопоказания для использования специфических методик. Наиболее эффективным считается комплексный подход. Для достижения лучшего результата остеопатические методики могут комбинироваться с ЛФК, массажем, гимнастическими упражнениями и приемом препаратов при необходимости.

Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше

Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы. Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг. Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.

Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.

Температура тела

Молодых родителей часто волнует вопрос, какую температуру у ребенка можно считать нормой?

К увеличению показаний на градуснике всегда нужно относиться серьезно, а тем более, когда это касается малыша. По статистике, 20% звонков и обращений, которые педиатры получают от родителей вне приема, вызваны опасениями из-за повышения температуры тела.

Мы подготовили для вас картинку, которая поможет адекватно воспринимать цифры на градуснике. Важен и способ измерения температуры. Не забывайте, что у детей (даже у грудных) к вечеру температура может подниматься до 37,3 – 37,5 °C. Так что причин для беспокойства быть не должно. Но если цифры при измерении достигли 38 °C и больше, то это уже повод задуматься и попытаться разобраться в причинах возникновения жара.

Узи мозга у новорожденных норма. Нейросонография головного мозга новорожденных

  • Нейросонография (или ультразвуковое исследование мозга) — диагностическая процедура, которая пришла на смену магнитно-резонансной томографии.
  • В статье рассказывается, чем УЗИ отличается от МРТ мозга и что лучше, как и для чего проводится обследование, какие показатели являются нормой, что указывает на патологии и до какого возраста делается обследование.
  • Отличие между старым и новым методом обследования в том, что МРТ — далеко не безобидная процедура, она имеет множество противопоказаний. В частности его нельзя проводить, если:
  • у пациента есть кардиостимуляторы, металлические импланты, брекеты, искусственный сердечный клапан;
  • пациентка беременна на ранних сроках;
  • есть заболевание гипофиза;
  • больной страдает аллергией, сердечной недостаточностью, нарушением мозгового кровообращения.

В то же время, альтернативного метода диагностики патологий мозга на ранних стадиях, не существовало. Им стала нейросонография — достаточно точная и безопасная процедура.

Нейросонография – что это такое?

Для людей, далеких от медицины, нейросонография означает . Однако это только одно из направлений исследований, хоть и наиболее распространенное. Сам же термин «нейросонография» – общее понятие для целого комплекса ультразвуковых исследований состояния нервной системы.

Нейросонография позволяет определить состояние:

Узи мозга у новорожденных норма. Нейросонография головного мозга новорожденных
  • спинного мозга;
  • сосудов, снабжающих эти органы;
  • скальпа;
  • черепных костей;
  • позвоночника.

При ультразвуковом исследовании видно:

  • повреждение костных тканей;
  • дефекты мягких тканей;
  • состояние нервов;
  • кисты и опухоли;
  • симптомы повышенного внутричерепного давления и другие патологии.

В каких случаях назначают нейросонографию

Взрослым нейросонографию делают редко. УЗИ мозга проводят если:

  • была травма головы или позвоночника;
  • есть нарушения кровообращения;
  • есть вероятность поражения центральной нервной системы;
  • есть опухоли, кисты, грыжи;
  • делают операцию на мозге;
  • выявлены воспаления.