Реабилитация детей с нарушениями развития речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это расстройство, при котором не формируются звуковые и смысловые компоненты речи при нормальном слухе и развитии.

  • Главная
  • О нас
    • Администрация
    • История Центра
    • Наша команда
    • Новости
    • Вопрос — ответ
    • Вакансии
    • Отзывы
  • Взрослым
  • Детям
    • Заявка на консультацию в детское КДО
  • Специалистам
    • Вебинары
    • Глоссарий
    • Производственные совещания
  • Платные услуги
    • МРТ (Магнитно-резонансная томография)
    • Восстановление после инсульта и ЧМТ
    • Консультации ведущих специалистов
    • Лечение заикания у взрослых
    • Диагностика рисков инсульта
    • Лечение нарушений голоса
    • Check-Up здоровья
    • Программа «Говорите, говорите!»
    • Прейскурант
  • Контакты
    • Форма обращения
    • Заявка на пропуск для автотранспорта
  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Общественный совет
  • Вышестоящие организации
  • Виды медицинской помощи
  • Нормативно-правовые документы
  • Коронавирус COVID-19
  • ПОДВИГ МЕДИКОВ
  • Правила нахождения на территории и правила парковки
  • Траурная церемония прощания с В. М. Шкловским
  • Волонтерам
  • Памятки МЧС России

Диагностика общего недоразвития речи

Обследование ОНР выявляет логопед, общаясь с ребенком. Для выявления степени недуга проводится тестирование устной речи с оценкой лексики, звукопроизношения и грамматики. Специалист просит ребенка составить рассказ по картинке, пересказать услышанное, составить собственный рассказ.

Игнорирование признаков ОНР может привести к полному отсутствию речи и замкнутости ребенка из-за невозможности наладить общение со сверстниками и взрослыми. Как следствие, возможны трудности с обучением и социализацией.

Клиники в Москве Рязани Обнинске

По всем вопросам можно обратиться в единый контакт-центр: +7 (495) 6-171-171

Чтобы изменить масштаб, прокручивайте карту, удерживая клавишу Ctrl. Клиника в Дмитровском Клиника в Дмитровском

Клиника для взрослых и детей

ул. Ангарская, д. 45, корп. 1 (САО)

  • Речной Вокзал

Схема проезда пн-пт 09:00 — 19:00 сб 08:00 — 19:00 вс 09:00 — 17:00 Подробнее Клиника в Кузьминках Клиника в Кузьминках

Клиника для взрослых и детей

ул. Юных Ленинцев, д. 59, корп.1 (ЮВАО)

  • Некрасовка

Схема проезда пн-пт 08:00 — 21:00 сб 08:00 — 21:00 вс 08:00 — 20:00 Подробнее Клиника в Лосиноостровском Клиника в Лосиноостровском

Клиника для взрослых и детей

Москва, ул. Летчика Бабушкина, д. 42

  • Бабушкинская
  • Медведково

Схема проезда пн-пт 08:00 — 19:00 сб 08:00 — 19:00 вс 09:00 — 17:00 Подробнее Клиника в Некрасовке Клиника в Некрасовке

Клиника для взрослых и детей

пр. Защитников Москвы, д. 15 (ЮВАО)

  • Некрасовка

Схема проезда пн-пт 08:00 — 21:00 сб 08:00 — 21:00 вс 08:00 — 20:00 Подробнее Клиника в Очаково-Матвеевском на Озерной Клиника в Очаково-Матвеевском на Озерной

Клиника для взрослых и детей

ул. Озерная, (ЗАО)

  • Минская

Схема проезда пн-пт 08:00 — 21:00 сб 08:00 — 21:00 Подробнее Клиника в Перово Клиника в Перово

Клиника для взрослых

Читайте также:  Диагностика и дифференциация детского церебрального паралича (ДЦП)

г. Москва, ул. 1-ая Владимирская, д. 27, к. 2

  • Перово

Схема проезда пн-пт 8:00-20:00 сб 9:00-18:00 Подробнее Клиника в Северном Тушино Клиника в Северном Тушино

Клиника для взрослых и детей

ул. Героев Панфиловцев, д. 18, корп. 2 (СЗАО)

  • Планерная
  • Сходненская

Схема проезда пн-пт 08:00 — 20:00 сб 08:00 — 17:00 Подробнее Клиника в Строгино Клиника в Строгино

Клиника для взрослых и детей

Москва, ул. Кулакова, д. 20, стр. 1Л, т/п «Орбита» (СЗАО)

  • Строгино

Схема проезда пн-пт 08:00 — 21:00 сб 08:00 — 20:00 вс 08:00 — 19:00 Подробнее Клиника в Ховрино Клиника в Ховрино

Клиника для взрослых и детей

Москва, ул. Фестивальная, д. 32, корп.1

  • Речной Вокзал

Схема проезда пн-пт 08:00 — 21:00 сб 08:00 — 19:00 вс 08:00 — 17:00 Подробнее Клиника в Южном Медведково Клиника в Южном Медведково

Клиника для взрослых и детей

ул. Молодцова, д. 25, корп. 2 (СВАО)

  • Бабушкинская

Схема проезда пн-пт 09:00 — 19:00 сб 09:00 — 17:00 Подробнее Клиника на Веерной Клиника на Веерной

Клиника для взрослых и детей

ул. Веерная, д. 1, корп. 7

Подробнее Клиника на Гамалеи Клиника на Гамалеи

Клиника для взрослых Аптечный пункт

г. Москва, ул. Гамалеи, д. 18

  • Щукинская

Схема проезда пн-пт 8:00-21:00 сб 9:00-18:00 вс 9:00-15:00 Подробнее Клиника на Китай-городе Клиника на Китай-городе

Клиника для взрослых и детей Аптечный пункт

г. Москва, ул. Маросейка, д. 6-8, строение 4

  • Китай-город

Схема проезда пн-сб 8:00-21:00 вс 9:00-18:00 Подробнее Клиника на Нагатинской Клиника на Нагатинской

Клиника для взрослых и детей

1-й Нагатинский пр-д, д. 11, корп. 1

  • Нагатинская

Схема проезда пн-пт 08:00 — 21:00 сб 09:00 — 18:00 Подробнее Клиника на Полежаевской Клиника на Полежаевской

Клиника для взрослых и детей Аптечный пункт

г. Москва, Проспект Маршала Жукова, д. 38, корпус 1

  • МЦК Хорошёво
  • Полежаевская
  • Октябрьское поле
  • Сокол
  • МЦК Зорге

Схема проезда пн-сб 8:00-21:00 вс 9:00-18:00 Подробнее Клиника на Симоновском Валу Клиника на Симоновском Валу

Клиника для взрослых и детей

ул. Симоновский Вал, д. 15, стр. 2 (ЦАО)

  • Пролетарская

Схема проезда пн-пт 08:00 — 21:00 сб 08:00 — 21:00 вс 08:00 — 18:00 Подробнее Клиника в Алтуфьево Клиника в Алтуфьево

Клиника для взрослых

г. Москва, ул. Псковская, д. 9, корпус 1

  • Алтуфьево

пн-пт 8:00-21:00 сб 9:00-18:00 вс 9:00-17:00 Подробнее Клиника на Боткинской Клиника на Боткинской

Клиника для взрослых

г. Москва, 2-й Боткинский проезд, д. 8

  • Беговая
  • Динамо

Схема проезда пн-пт 8:00-21:00 сб 9:00-20:00 вс 9:00-19:00 Подробнее

ВИДЫ ДЕФЕКТОВ

Дефекты подразделяются на несколько видов, чаще всего диагностируется картавость или шепелявость. У детей, занимающихся в логопедических центрах подобные недостатки устраняются относительно легко.

Картавость и шепелявость

По сути картавость и шепелявость – это естественные дефекты речи, которые проявляются в период, когда ребенок только учится говорить. А вот их закрепление и длительность сохранения зависят от внешних причин. Например, поощрение родителями неправильного выговаривания определенных звуков, наличие патологий произношения у окружающих, которые ребенок копирует, стресс и эмоциональное потрясение.

Читайте также:  Сложно, дорого, но возможно: как сегодня лечат эпилепсию

Дислалия

Этой патологией страдают люди с нормальной работой слухового аппарата и его связью с нервной системой. В этом случае человек смешивает звуки, меняет их, некоторые не произносит вообще. Проблема обычно устраняется при помощи заучивания скороговорок.

Дизартрия

Данное расстройство связано с поражением нервной системы или же с патологиями связи ЦНС и речевым аппаратом. В этом случае у человека наблюдается низкая подвижность мягкого неба, губ и языка. Именно из-за этого возникают дефекты речи.

Ребенку с дизартрией плохо дается письмо, чтение, также наблюдается общее недоразвитие речи. Взрослые с этим видом патологии услышанную речь воспринимают хорошо, но письмо и чтение не меняются.

Педиатры:

Авзалова Дарья Евгеньевна

Врач-педиатр, инфекционист

Стаж: 17 лет Отзывов: 6

Вызвать на дом

Барзенок Татьяна Арсеньевна

Заведующая педиатрическим отделением, врач-педиатр первой категории

Стаж: 27 лет Отзывов: 17

Записаться на прием Вызвать на дом

Белоусова Елена Сергеевна

Врач-педиатр, нефролог

Стаж: 17 лет Отзывов: 14

Записаться на прием Вызвать на дом

Быков Михаил Викторович

Врач-педиатр высшей категории, специалист УЗ-диагностики, кандидат медицинских наук

Стаж: 24 года Отзывов: 3

Записаться на прием Вызвать на дом

Казакова Лилия Валентиновна

Врач-педиатр, неонатолог, руководитель службы консультантов по ГВ

Стаж: 27 лет Отзывов: 30

Записаться на прием Вызвать на дом

Седова Мария Сергеевна

Врач-педиатр, аллерголог-иммунолог

Стаж: 19 лет Отзывов: 28

Записаться на прием Вызвать на дом

Сергиенко Татьяна Яковлевна

Врач-педиатр, дежурный педиатр на горячей педиатрической линии

Стаж: 38 лет Отзывов: 21

Записаться на прием

Столов Андрей Михайлович

Врач-педиатр, неонатолог

Стаж: 29 лет Отзывов: 1

Записаться на прием Вызвать на дом

Этапы реабилитации

На этапе профилактики выявляется группы риска и проводятся консультации родителей по наблюдению за ребенком.

Этап диагностики подразумевает раннюю диагностику и раннюю терапию.

В процессе реабилитационного этапа, создается и выполняется индивидуальная интеграционная программа реабилитации (ранняя и продолженная).

Этап диагностирования ребенка состоит из:

  • первичного осмотра врачом, который проводится для того, чтобы специалист установил состояние речи, психики и нервной системы;
  • логопедической диагностики, в процессе которой, определяется структура и уровень развития речи;
  • психологической диагностики, которая призвана выявить отклонения в развитии психики;
  • педагогической диагностики, чтобы определить уровень знаний, навыков и умений;
  • постановки окончательного диагноза, согласно суммированию полученных данных, и направления на реабилитацию.

На этапе реабилитации ребенка проводятся следующие мероприятия:

  1. учитывая программы реабилитации всех специалистов, составляется индивидуальная реабилитационная программа для ребенка;
  2. реабилитационная программа и режим проведения оной согласовывается с родителями ребенка;
  3. далее, проводятся коррекционные занятия с специалистами;
  4. затем следуют домашние задания, – специалисты проводят обучение и контроль работы родителей с речью ребенка;
  5. по результатам вышеперечисленных мероприятий, проводятся обсуждения всеми специалистами результатов реабилитации и составление дальнейшего прогноза;
  6. напоследок, совместно вырабатывается список советов родителям для их самостоятельной работы с ребенком в домашних условиях, направленной на развития речи и психики ребенка.
Читайте также:  Дакриоцистит: причины, симптомы, особенности лечения у взрослых

Подготовительный период развития речи делится на этапа.

Первый этап — безусловно-рефлекторный, протекает в первые 2 месяца жизни. Важное значение при этом играет крик ребенка, который отражает неблагополучие различных органов, поэтому носит сигнальный характер и стимулирует функциональную активность слуховых зон коры головного мозга. Крик ребенка вызывает ответные реакции у взрослых в зависимости от конкретной ситуации. На второй неделе неонатального периода ребенок должен кратковременно фиксировать взгляд на ярких предметах, а в полтора месяца следить за ними и поворачивать голову в сторону источника звука. Второй этап характеризуется возникновением простого элементарного гуления, протекает со второго до третьего месяцев жизни. Ребенок в ответ на положительные раздражители произносит гласные звуки (ы-ы-ы; а-а-а; э-э-э), сочетания гласных и согласных звуков (гу-у; ге-е). Все звуки произносятся на выдохе и требуют большого мышечного напряжения, что способствует тренировке дыхания. Третий этап характеризуется истинным гулением, идет с третьего до пятого месяцев жизни. Дифференцирование и свобода движений в этот период жизни ребенка позволяет ему длительно всматриваться в окружающие предметы, свободно поворачивать голову на источник звука. Он как бы прислушивается к собственным звукам, воспринимает их акустически и кинестически. Звуки произносятся ребенком более протяжно и с большим разнообразием. Четвертый этап характеризуется лепетом, начинается с пятимесячного возраста. Ребенок произносит сочетания гласных и согласных звуков в виде коротких цепочек (па-па, ма-ма, ба-ба), подражает не только собственным звукам, но и звукам взрослого, тренирует слух и артикуляционные органы. Лепет нормально развивающегося ребенка переходит в речь.

Дизартрия после инсульта

Также дисфункция речи после инсульта проявляется в виде дизартрии, обусловленной нарушением подвижности мышц речевого аппарата. Нередко данное расстройство сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Бывают также очень тяжелые случаи, при которых речедвигательные мышцы полностью парализованы. Такое состояние называется анартрией.

Для данного расстройства речи после инсульта характерны следующие симптомы:

  • затрудненная подвижность органов артикуляции;
  • неразборчивая и смазанная речь;
  • звуковые искажения;
  • неплавная речь с запинаниями;
  • замедленный или напротив ускоренный темп речи;
  • изменения тембра голоса;
  • бедные интонации, монотонность;
  • тенденция пациента гримасничать.

Существует несколько форм данной дисфункции речи. Каждая из них обусловлена конкретной локализацией мозгового повреждения, а также обширностью кровоизлияния или размером гематомы.

Если у пациента после инсульта наблюдается дизартрия, то восстановление речевой функции происходит с помощью логопеда. Специалист устанавливает форму нарушения и составляет программу упражнений, процедур и массажа.