Развитие нервной системы ребенка в возрасте от 1 до 9 месяцев

Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами воспитания и специального обучения. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, течение, структуру нарушений речевой деятельности и систему коррекционного воздействия.

ОБНОВЛЕНИЯ

08 июня 2019, 16:18:59

Токсикозы при кишечных инфекциях

08 июня 2019, 16:10:24

Токсикозы при кишечных инфекциях

07 июня 2019, 22:59:05

Острый обструктивный ларингит (круп) у детей

09 мая 2019, 16:13:23

Заболеваемость

27 апреля 2019, 16:00:00

Амбулаторно-поликлиническое обслуживание населения

24 апреля 2019, 01:02:18

Недостаточность питания у детей раннего возраста

17 апреля 2019, 22:26:23

Желчно-каменная болезнь: лечение

17 апреля 2019, 22:21:37

Желчно-каменная болезнь: диагностика

17 апреля 2019, 22:07:42

Желчно-каменная болезнь: этиология и патогенез

17 апреля 2019, 22:06:28

Анатомия желчевыводящих путей

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Регресс как антиципирующее развитие

Возможны регрессивные и тупиковые линии развития, однако эти типы развития не есть проявления деградации. Регрессивное развитие существенно отличается от прогрессивного, но, тем не менее, также представляет собой качественное преобразование системы. Регресс характеризуется таким движением исходных форм, которое приводит к понижению уровня их организации, к сужению функциональных возможностей системы, возрастанию ее специализации, снижению зависимости от частных элементов среды, замедлению темпов ее развития. Применительно к психологическому развитию человека регресс становится ведущей формой на поздних стадиях индивидуального жизненного пути, когда резкое снижение функциональных возможностей индивида ведет к сужению его временной перспективы, обеднению системы жизненных отношений и сферы интересов при адаптации к ограниченной социальной среде [Анцыферова, Завалишина, Рыбалко, 1988]. Нам представляется, что регрессивные формы развития по всем выделенным критериям (системному, информационному, энергетическому, экологическому) можно рассматривать как подготовительные, антиципирующие, так как они позволяют организму, индивиду, личности адаптироваться в отношениях с миром с учетом инволюции. Регрессивные формы развития характерны не только для поздних этапов онтогенеза человека, но и наблюдаются как закономерная стадия на протяжении всего периода онтогенеза, когда происходит перестройка системы организации той или иной функции и поведения. Например, поворот головы и/или глаз на звук отмечается уже у новорожденных детей, что свидетельствует об интермодальном взаимодействии слуховой и зрительной систем. Однако в двухмесячном возрасте эта способность резко редуцируется, повороты в сторону звука наблюдаюется редко, однако к четырем месяцам зрительно-звуковое взаимодействие начинает функционировать на более высоком уровне организации, обеспечивая точную пространственную ориентацию головы и глаз младенца на звучащий объект. Подобный U-образный характер развития отмечается во многих видах поведения (имитации, произнесении фонем и других видах активности). Ярким примером регресса психического развития в онтогенезе является ранний подростковый возраст, связанный с кардинальной перестройкой в организации психических и психофизиологических функций. Подростки 11–14 лет характеризуются дефицитом внимания, произвольности, памяти, снижением самооценки, резким усилением аффективности и другими известными проявлениями, которые относят к видимому регрессу в развитии психических функций. Данный регресс есть свидетельство разрушения старых систем организации психического и становления новых систем, то есть регрессивный характер развития – результат зарождения нового уровня психической организации. Подобные изменения описаны в теории катастроф Рене Тома () и Кристофера Зимана (), сформулированной в конце 1960-х – начале 1970-х годов («катастрофа» в данном контексте означает резкое качественное изменение объекта при плавном количественном изменении параметров, от которых он зависит). В данной теории реорганизация системы, введение новых элементов сначала приводят к падению эффективности функционирования, а затем к ее росту и усилению устойчивости. Следовательно, в данном отношении регресс – закономерный этап в развитии человека, носящий временный характер. Однако фазы регресса необходимо отличать от регрессивного развития, которое не только необратимо, но и ведет к снижению уровня функционирования и организации поведения. Такие регрессивные формы развития наблюдаются при манифестации генетических заболеваний (например, аутизме или шизофрении) и описаны в клинической психологии. Разведение и критериальное различение регресса как фазы развития и регресса как патологического процесса становится значимой задачей для психологии. Для нашей темы важно то, что регресс сам по себе также является маркером будущих изменений, то есть антиципирующим признаком развития.

Сигнальные системы и их задачи

Четыре основных типа нервной деятельности, описанные в предыдущем разделе, применяют и к животным, и к людям. Однако есть и черты, которые присущи исключительно человеку. И.П. Павлов считал, что в основе развития этих качеств находится уровень двух сигнальных систем — первой и второй:

  • к первой СС относится чувственное восприятие (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Благодаря им мы выстраиваем свою картину мира. Первая сигнальная система есть у животных и человека.
  • ко второй СС относят речь. Это словесная сигнальная система, тесно связанная со знаками, символами и абстрактным мышлением. Она есть только у человека, хотя у некоторых высокоразвитых животных имеются предпосылки к её развитию. Например, животные или птицы умеют издавать звуки, обозначающие опасность, либо предупреждают криком о занятости территории.

Вторая сигнальная система у человека представляет сложно организованный принцип восприятия слов. При этом слово для нас — не просто некий раздражитель. Оно обозначает прежде всего определённый символ или предмет, имеющий значение или непосредственное отношение к нам. Именно словами мы обозначаем все явления и предметы в окружающем мире, формируя устойчивые абстрактные понятия.

Понимание и сознательное произношение слов появляется у детей, когда они, развиваясь, начинают ассоциировать слова с внешними объектами, пользуясь зрительным, слуховым и другими видами восприятия (компонентами первой сигнальной системы). Именно слово даёт нам возможность мыслить абстрактно, отражая окружающую действительность с помощью устойчивых формулировок и понятий.

Благодаря развитию второй сигнальной системы (речи) люди умеют пользоваться не только разными образами, но и мыслить в соответствии с ними. Образы становятся цельными, осмысленными, содержат информацию на разные темы. Только с помощью слова человек, развиваясь, переходит от восприятия чувственных образов первой СС к понятиям и представлениям, которые обеспечивает вторая СС. Именно она и составляет базис всего человеческого мышления.

В качестве анатомо-физиологических основ речи следует отметить три анализатора: двигательный, слуховой и зрительный. Регулируют речь определённые отделы коры мозга, получающей импульсы от речевого аппарата. Сложнейший анализатор, отвечающий за движение речевого аппарата и произношение слов, находится в лобных извилинах (2 и 3). Он называется центром Брока. Воспринимаем мы речь и понимаем её суть с помощью другого центра — Вернике.

Соотношения двух сигнальных систем у одного и того же человека могут быть различными. В зависимости от этого И.П. Павловым было выделено ещё несколько типов нервной деятельности. Известно, что в восприятии мира могут преобладать либо первая, либо вторая СС. Если в процессе познания мира более активно участвует чувственное восприятие, речь идёт о художественном типе личности. У таких людей преобладает образное мышление, они особенно ярко воспринимают слуховые и зрительные сигналы. Образное мышление характерно для представителей творческих профессий (певцы, музыканты, художники).

При преобладании в восприятии мира второй СС люди становятся учёными, мыслителями или философами. Это личности, для которых характерно более прагматичное логическое мышление. Они без труда выстраивают сложнейшие абстрактные понятия и легко оперируют ими. Бывают и редкие типы людей, когда у одного и того же человека можно наблюдать интенсивное развитие обоих типов восприятия. Они могут успешно заниматься и наукой, и творчеством (например, Леонардо да Винчи).

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

  1. Отсутствие «комплекса оживления», интереса ребенка к общению со взрослым, присоединенного внимания, интереса к игрушкам и, напротив, обостренная слуховая, кожная, обонятельная чувствительность может свидетельствовать о неблагополучии в развитии систем мозга, принимающих участие в регуляции эмоций и социального поведения. Такая ситуация может быть предвестником формирования аутичных черт в поведении.

  2. Отсутствие или позднее появление гуления и лепета. Такая ситуация может быть предвестником задержки речевого развития. Слишком раннее появление речи (первых слов) может быть результатом недостаточности мозгового кровообращения. Рано еще не значит хорошо.

  3. Несвоевременное появление (слишком раннее или слишком позднее появление, а также – изменение последовательности появления) новых типов движений может быть результатом мышечной дистонии, которая, в свою очередь, является проявлением неоптимальной работы мозга.

  4. Беспокойное поведение ребенка, частый плач, крик, беспокойный, прерывистый сон. Такое поведение, в частности, свойственно детишкам с повышенным внутричерепным давлением.

Все вышеперечисленные особенности не должны остаться незамеченными, даже если все родственники в один голос утверждают, что кто-нибудь из них в младенчестве был точно таким же. Уверения, что ребенок сам «перерастет», «когда-нибудь же заговорит» не должны служить руководством к действию. Так можно потерять драгоценное время.

Некоторые термины, применяемые в логопедии

Просодика в логопедии – это сложный комплекс элементов, которые включают темп, ритм, тембр, логическое ударение. Апраксия является двигательным расстройством речи. У детей возникают проблемы произнесения звуков, слогов и слов из-за мозговых нарушений в планировании движений органов тела (губ, языка, челюсти). Ребёнок знает, что он или она хочет сказать, но его мозг испытывает трудности с координацией движений мышц.

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать на слух и точно воспроизводить слова. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Они плохо справляются со звуковым анализом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма.

Что такое дизартрия в логопедии? Дизартрия – расстройство произносительной организации речи. Оно связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При дизартрии нарушается речевая моторика, звукопроизношение, речевое дыхание, голос. При подозрении на дизартрию в Юсуповской больнице проводят неврологическую диагностику с помощью новейших методов нейровизуализации, электронейромиографии. Коррекционная работа логопеда при дизартрии включает:

  • лечебное воздействие (медикаментозные курсы, массаж, лечебную физкультуру;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • логопедические занятия;
  • артикуляционную гимнастику;
  • логопедический массаж.

Повышенная саливация в логопедии встречается часто. У детей выделяется много слюны, которая создаёт трудности с речью. Её продукция уменьшается к двум годам.

Сенсорная (импрессивная) речь – восприятие и понимание речи. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла. Моторная (экспрессивная) речь – произнесение звуков речи самим человеком.

Физиологические итерации – повторения детьми некоторых звуков или слогов. Они обусловлены возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте. Дискалькуляция – нарушение развития навыка счёта. Прогнатия и прогения – нарушения прикуса, которые вызывают расстройства речи.

Полтерн – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера (спотыканием, запинками, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики, часто сочетается с другими нарушениями речевой функции.

Контаминация – ошибочное воспроизведение слов. Оно заключается в объединении в одно слово слогов, которые относятся к различным словам. Парафазии – нарушения речевого высказывания, которое проявляется в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах или в замене необходимых слов другими, которые не имеют отношения к смыслу высказывания в устной и письменной речи.

Антиципация – способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение» (преждевременная запись звуков, которые входят в конечные двигательные акты. Ротацизм – это расстройство произношения звуков.

Для того чтобы пройти курс лечения нарушений речи в логопедов звоните по телефону Юсуповской больницы. Ведущие специалисты в области логопедии применяют инновационные технологии коррекции речи – слоговые дорожки, кинезиотейпирование. Индивидуальный подход к лечению каждого ребёнка позволяет добиться знакомых результатов.

Эволюция головного мозга позвоночных

Образование центральной нервной системы в виде нервной трубки впервые появляется у хордовых. У низших хордовых нервная трубка сохраняется в течение всей жизни, у высших — позвоночных — в стадии эмбриона на спинной стороне закладывается нервная пластинка, которая погружается под кожу и сворачивается в трубку. В эмбриональной стадии развития нервная трубка образует в передней части три вздутия — три мозговых пузыря, из которых развиваются отделы мозга: передний пузырь дает передний и промежуточный мозг, средний пузырь превращается в средний мозг, задний пузырь образует мозжечок и продолговатый мозг . Эти пять отделов мозга характерны для всех позвоночных животных.

Для низших позвоночных — рыб и земноводных — характерно преобладание среднего мозга над остальными отделами. У земноводных несколько увеличивается передний мозг и в крыше полушарий образуется тонкий слой нервных клеток — первичный мозговой свод, древняя кора. У рептилий значительно увеличивается передний мозг за счет скоплений нервных клеток. Большую часть крыши полушарий занимает древняя кора. Впервые у рептилий появляется зачаток новой коры. Полушария переднего мозга наползают на другие отделы, вследствие чего образуется изгиб в области промежуточного мозга. Начиная с древних рептилий, полушария головного мозга становятся самым большим отделом головного мозга.

В строении головного мозгаптиц и пресмыкающихся много общего. На крыше головного мозга — первичная кора, хорошо развит средний мозг. Однако у птиц по сравнению с рептилиями возрастают общая масса мозга и относительные размеры переднего мозга. Мозжечок крупный и имеет складчатое строение. У млекопитающих передний мозг достигает наибольшей величины и сложности. Большую часть мозгового вещества составляет новая кора, которая служит центром высшей нервной деятельности. Промежуточный и средний отделы мозга у млекопитающих невелики. Разрастающиеся полушария переднего мозга накрывают их и подминают под себя. У некоторых млекопитающих мозг гладкий, без борозд и извилин, но у большинства млекопитающих в коре мозга имеются борозды и извилины. Появление борозд и извилин происходит вследствие роста мозга при ограниченных размерах черепа. Дальнейший рост коры приводит к появлению складчатости в виде борозд и извилин.

Функции спинного мозга

1. рефлекторная;

2. проводниковая.

Рефлекторная функция спинного мозга обеспечивает движение. Через спинной мозг проходят рефлекторные дуги, с которыми связано сокращение скелетных мышц тела (кроме мышц головы). Пример простейшего двигательного рефлекса — коленный рефлекс. Он проявляется в быстром подъеме ноги при резком ударе по сухожилию ниже коленной чашечки.

Спинной мозг вместе с головным мозгом регулирует работу внутренних органов: сердца, желудка, мочевого пузыря, половых органов.

Белое вещество спинного мозга осуществляет проводниковую функцию, обеспечивая связь и согласованную работу всех отделов центральной нервной системы, . Нервные импульсы, поступающие в спинной мозг от рецепторов, передаются по восходящим проводящим путям в головной мозг. Из головного мозга импульсы по нисходящим проводящим путям поступают к нижележащим отделам спинного мозга и оттуда — к органам.

Головной мозг регулирует работу спинного мозга. Известны случаи, когда в результате ранения или перелома позвоночника у человека прерывается связь между спинным и головным мозгом. Спинномозговые рефлексы, центры которых расположены ниже места повреждения, исчезают. Такие люди могут поворачивать голову, совершать жевательные движения, изменять направление взгляда, иногда у них действуют руки. А нижняя часть их тела лишена чувствительности и неподвижна.

Нервное сплетение — это анатомическая структура периферической части нервной системы, представляющая собой сеть переплетающихся и анастомозирующих афферентных (чувствительных) и эфферентных (двигательных), соматических ивегетативных нервов и нервных узлов (ганглиев).

Соматический отдел нервной системы содержит соматические нервные сплетения, а вегетативный отдел нервной системы — вегетативные нервные сплетения.

Соматические нервные сплетения образованы передними ветвями шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковыхспинномозговых нервов. Выделяют шейное сплетение, плечевое сплетение, поясничное сплетение, крестцовое сплетение икопчиковое сплетение. Иногда поясничное и крестцовое сплетение объединяют в пояснично-крестцовое сплетение. От соматических сплетений отходят периферические нервы. В состав этих нервов входят нервные волокна принадлежащие нескольким соседним сегментам спинного мозга. Периферические нервы иннервируют кожу и мышцы шеи, груди, живота, верхних и нихних конечностей.

Шейное нервное сплетение (лат. plexus cervicalis) — это нервное сплетение, парное образование, сформированное передними ветвями четырёх верхних шейных спинномозговых нервов, соединённых тремя дугообразными петлями. Располагается на переднелатеральной поверхности глубоких мышц шеи (мышца, поднимающая лопатку, медиальная лестничная мышца, ременная мышца шеи) на уровне четырех верхних шейных позвонков. Спереди и сбоку оно прикрыто грудино-ключично-сосцевидной мышцей.

Шейное сплетение состоит из таких нервов, как:

— мышечные;

— кожные;

— диафрагмальные.

Имеет соединение с добавочным и подъязычным нервам.

Двигательные (мышечные) нервы (ветви) иннервируют расположенные рядом мышцы: длинные мышцы шеи и головы, передние, средние и задние лестничные мышцы, передние и латеральные прямые мышцы головы, передние межпоперечные мышцы и мышцы, поднимающие лопатку, а также шейная петля (лат. ansa cervicalis). В её образовании участвуют нисходящая ветвь подъязычного нерва — верхний корешок (лат. radix superior (anterior)), содержащий нервные волокна из шейного сплетения, и ветви, отходящие от шейного сплетения, — нижний корешок (лат. radix inferior (posterior)). Шейная петля располагается немного выше верха промежуточного сухожилия лопаточно-подъязычной мышцы, на передней поверхности общей сонной артерии. Нервы, отходящие от шейной петли, иннервируют мышцы, расположенные ниже подъязычной кости (подподъязычные мышцы: грудино-подъязычная, грудино-щитовидная, лопаточно-подъязычная, щитоподъязычная). От шейного сплетения отходят ветви двигательных нервов, иннервирующие также трапециевидную и грудино-ключично-сосцевидную мышцы.