Восстановление речи после инсульта и травм

Потеря речи при инсульте – частое осложнение опасного заболевания, которое встречается у каждого третьего больного, который перенес приступ. Такое состояние называется афазией: пациент не может выражать свои мысли, испытывает трудности в разговоре на простые темы, не может назвать даже простые предметы. Часто можно вернуть утраченные навыки, если записаться в центр реабилитации после инсульта и проходить восстановление под контролем опытных докторов.

В., Барулин А.Е., Куракова Е.А., Ансаров Х.Ш.

Cтатья посвящена диагностике, классификации и реабилитации различных форм речевых нарушений у пациентов, перенесших инсульт. Рассматриваются наиболее распространенные виды экспрессивных и импрессивных нарушений речи. Приведены основные диагностические признаки выделенных форм афазий и дизартрий. Предложен план программы реабилитации с включением как медикаментозных средств (Цераксон®), так и нефармакологических способов коррекции расстройств речи после инсульта.

Причины нарушения речевой функции

Во время инсульта в головном мозге на некоторое время приостанавливается кровоток. Это приводит к отмиранию некоторых клеток мозга, а иногда и к нарушению кровоснабжения определённых его областей.

Если ими становятся зоны Вернике и Брока, отвечающие за восприятие и воспроизведение человеком речи, то у больного могут возникнуть проблемы с внятным произношением, а в худших случаях происходит полная потеря способности говорить и понимать речь других людей.

Нарушение речевой функции после инсульта – далеко не единственное последствие заболевания, среди них также отмечают возникновение отеков и судорог, паралич рук и ног, нарушения сна, коматозное состояние. Свои особенности имеют последствия инсульта для женщин, мужчин и людей преклонного возраста.

Роль близких в восстановлении речи

Чрезвычайно важное значение в успешной речевой реабилитации имеют окружающие больного люди – друзья и родственники, с которыми он проводит большую часть времени. От их знаний, внимательности, понимания, терпения и участия в процессе во многом зависит успешность проводимой афазией очень остро переживают свою невозможность общаться, и от близких требуется создание благоприятствующей восстановлению поддерживать в больном оптимистический настрой и веру в выздоровление. Необходимо с максимальным терпением и пониманием относится к прогрессу в занятиях и поощрять малейшие успехи. И наоборот, стоит избегать грубого исправления ошибок во время занятий, а также проявления раздражительности и разочарования, в том числе в мимике и рекомендуется перебивать или торопить больного, которому для выражения своих мыслей требуется больше времени, чем каждого занятия больной должен чувствовать, что чего-то добился. В противном случае у него может пропасть вера в себя и стремление к восстановлению, он может отказаться от занятий и замкнуться в изоляция является крайне неблагоприятной для больного с афазией, поскольку сильно тормозит восстановление речи, а также вынуждает больного чувствовать себя забытым, ненужным, обузой. Нужно как можно больше разговаривать с больным, вовлекать его в беседы, задавать простые конкретные вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», побуждать и поддерживать его собственные попытки выражения мыслей разными больного следует говорить неторопливо, спокойно, сохраняя обычный стиль общения со взрослым здоровым человеком, используя простые, короткие предложения и при необходимости повторяя ключевые слова и фразы. Кроме того, не стоит повышать голос, ведь афазия – не глухота, а больные с афазией, как правило, очень чувствительны к шуму. По этой же причине нежелательно, чтобы к больному обращались сразу несколько человек одновременно.С разрешения логопеда-афазиолога возможно самостоятельное оказание логопедической помощи – выполнение простых упражнений по восстановлению речи, произношение названий предметов, счет, чтение вслух, пересказ прочитанного. Однако самостоятельные занятия должны проводиться исключительно в соответствии с подобранной логопедом-афазиологом методикой и под его периодическим контролем. Это поможет избежать излишней для больного речевой нагрузки или слишком сложных упражнений, которые способны разрушить его оптимизм.В восстановлении утраченной после инсульта и травм речи важны как профессиональная помощь, так и поддержка окружающих. Но только при наличии собственного стремления к выздоровлению у больного и совместных усилий можно добиться успеха в лечении этого речевого расстройства.

Читайте также:  Вегетативная нервная система. Ретикулярная формация

< назад к списку

Почему нарушается речевая функция

Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:

  • разрыва нейронных связей;
  • тяжелого нарушения питания нейронов;
  • давления гематомы на нервные ткани.

Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:

  • зона поражения;
  • своевременность лечения;
  • качество реабилитационных мер.

Пациенты, а также их близкие, задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта, особенно в случае её полной утраты. Прежде всего, лечение должно быть комплексным и проходить под строгим контролем медиков. Стратегия терапии определяется реабилитологом, невропатологом и логопедом, назначения которых основываются на конкретном виде речевого нарушения.

Характеристики нарушения

Риск развития инсульта возрастает прямо пропорционально возрасту человека. Но также могут оказывать негативное влияние хронические заболевания и генетическая предрасположенность к сердечно-сосудистым патологиям. Сроки, в течение которых взрослые люди могут восстанавливаться после приступа, индивидуальны. Но прямое влияние оказывает скорость обращения в клинику за медицинской помощью. Также играет роль наличие или отсутствие парализации стороны тела.

Наиболее опасным является инсульт с кровоизлиянием, при котором образуется гематома, то есть геморрагический. По мере ее распространения сдавливаются окружающие ткани, что отражается на функциях головного мозга. В результате происходит патологическое нарушение речи, парезы, нарушение дыхания и работы сердца. При ишемическом типе не происходит разрыва сосуда, только его закупорка. Прогноз для жизни человека в таком случае более благоприятный.

Виды инсульта по характеру повреждения сосудов:

Характеристики нарушения
  1. Субарахноидальный тип – чаще возникает на фоне черепно-мозговой травмы, разрыва аневризмы. Область кровоизлияния локализуется между мягкой и паутинной оболочками мозга.
  2. Геморрагический инсульт заканчивается летальным исходом в 33% случаев.  Является следствием разрыва сосуда и кровоизлияния в мозг. Гематома образуется в желудочках, полушариях мозга или под его оболочками. Высокая степень инвалидности, состояние человека быстро ухудшается, возможно мгновенное развитие комы.
  3. Ишемический инсульт развивается на фоне сужения или закупорки сосуда. Причиной может являться также атеросклероз, хроническое нервное перенапряжение. Встречается наиболее часто. Степень смертности достигает 15%. При своевременном обращении за медицинской помощью и госпитализации в больницу прогноз на восстановление положительный. Инсульт может развиваться несколько дней.

Также выделяют «микроинсульт», его спинальную форму, отличающиеся между собой по степени поражения и локализации.

Факторы риска нарушения кровообращения сосудов головного мозга:

  • зрелый возраст;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • хроническое нервное перенапряжение;
  • вредные привычки;
  • избыточный вес;
  • сахарный диабет;
  • генетическая предрасположенность.

Степень нарушения речи после перенесенного инсульта зависит от скорости оказания неотложной помощи.

Характеристики нарушения

По статистике, лишь в 30% случаев люди обращаются к специалистам сразу после возникновения симптомов патологии. Если вовремя начать замедлять развитие инсульта, шансы на полное выздоровление достаточно велики.

Поражение речевого центра приводит к потере речи: афазии или дизартрии. В первом случае больной не может произносить даже простые фразы. Он теряет способность распознавания речи, понимая только отдельные звуки. При дизартрии отмечаются изменения фонематического произношения слов и звуков. Человек понимает, о чем говорят окружающие люди, но не может правильно сказать или прочитать текст. Это происходит из-за поражения мышечной ткани артикуляционного аппарата. Необходимо составить план с комплексом мероприятий, которые нужно делать, чтобы максимально быстро вернуть человеку качество полноценной жизни.

Как вернуть речь

Логопед в тандеме с неврологом подбирают схему коррекции речевых функций. Врач ориентируется на проведенные обследования, характер повреждений. К примеру, если паралич затронул левую часть тела, то прогнозы благоприятные. Это связано с тем, что после приступа парализуется зеркальная сторона тела по отношению к поврежденному участку мозга. Значит, расположенные в левом полушарии речевые отделы не пострадали.

Другая ситуация с теми, у кого парализовало правую часть тела – врач сразу может судить о том, что повреждения коснулись речевых отделов мозга. Следовательно, прогнозы не очень хорошие. Тем не менее, терапию нужно начинать сразу, как пациент вернулся в сознание.

Читайте также:  Портальная гипертензия — что такое, симптомы и лечение

Основное лечение – это логопедические упражнения со специалистом

Логопед показывает пациенту упражнения для восстановления речи после инсульта, а невролог назначает лекарства. Необходимо комплексно подходить к решению задачи, опираясь на следующие лечебные приемы:

Как вернуть речь
  • раннее выявление нарушения речи. Чем точнее будет определен масштаб поражения и его локализация в мозгу, тем быстрее можно начать терапию. Согласно статистическим данным, примерно 30% потерявших речь после инсульта уже к моменту выписки из больницы начинают говорить;
  • психологическая поддержка. Некоторые механизмы нарушений базируются на уверенности пациента в том, что изменения необратимы. Как бы это не звучало невероятно, но терять оптимизм ни в коем случае нельзя. По необходимости врач назначит антидепрессанты, проведет беседу с пациентом и его близкими. Важно понять, что тяжелые состояния после перенесенного инсульта в современной медицине уже считаются редкостью, а не обычным явлением. Как только пациент поймет, что он может выздороветь, здоровье начнет улучшаться;
  • занятия с логопедом. Специалист тесно сотрудничает с невропатологом, знает все о назначенных пациенту медикаментах и их действии на мозг. Это препараты, улучшающие мозговые функции, восстанавливающие их (антикоагулянты, нейропротекторы).

Медикаменты, назначенные человеку, помогают избавиться от трудностей произносительной области речевой функции, но основное лечение – это логопедические упражнения со специалистом. Периодически врач контролирует динамику изменений с помощью специального теста – он определяет прогресс и по необходимости корректирует тактику терапии.

Хорошие результаты дают ноотропные протекторы и музыкотерапия в сочетании с логопедическими упражнениями. Если в процессе реабилитации внезапно пропала речь, это может говорить о повторном инсульте – в таком случае нужно срочно обследоваться у специалиста.

Какие могут быть нарушения речи

Часто пациенты, перенесшие инсульт, страдают от потери или дефектов речи. Такие нарушения в медицине называют афазией. Степень ее зависит от того, какие части мозга были повреждены.

Выделяются 6 видов афазии.

Моторная

В мозге у человека имеется определенный участок, который называется моторным. Участок располагается в задней доле лобной части коры головного мозга.

Если правая рука рабочая, то ответственное за моторику речи левое полушарие и наоборот. Иными словами, данный участок отвечает за умение произносить слова.

В случае если центр подвергается негативному воздействию, человек становится неспособным произносить слова. Причем он понимает обращенную к нему речь, мысленно может сформировать, что желает сказать, но проговорить это не может. Вместо внятной речи получаются бессвязные слова или набор звуков и мычание.

Сенсорная

За сенсорную речевую зону отвечает участок – центр Вернике. Он располагается в височной области и отвечает за умение понимать человеческую речь.

Человек сохраняет способность произносить слова, причем правильно. Но значение их не понимает. Поэтому построение предложений практически невозможно, так как они представляют собой набор слов.

Семантическая

Участок головного мозга, отвечающий на сенсорные способности речи, находится на стыке височной, теменной и лобной частями. В случае повреждения этого участка пациент утрачивает способность понимать значение сложных письменных и устных конструкций.

Почему нашим статьям можно доверять ?

Мы делаем медицинскую информацию понятной, доступной и актуальной.

  • Все статьи проверяют практикующие врачи.
  • Берем за основу научную литературу и последние исследования.
  • Публикуем подробные статьи, отвечающие на все вопросы.

Это связано с тем, что человек становится неспособен понимать сравнения, связь слов при помощи окончаний, союзов и предлогов. Например, для пациента идентично будут звучать фразы «отец брата» и «брат отца».

Амнестическая

Данный вид афазии характеризуется трудностями в спонтанной и диалоговой речи. Человек в момент разговора может забывать слова, которые ему хорошо знакомы.

Например, имея в виду стол, человек может описать его предназначение, показать, а вот вспомнить название, будет достаточно сложно или невозможно в определенный промежуток времени.

Афферентная моторная

Данный вид деформации речи характеризуется нарушением выбора звуков. Пациент не различает близкие по звучанию звуки.

Тотальная

Это самая тяжелая форма афазии. Происходит при обширных инсультах. Пациент утрачивает не только саму речь, но и способность ее понимать.

Реабилитация

Как только диагностируют нарушение речи после инсульта, доктора разрабатывают реабилитационную программу: как ее восстановить и вернуть пациенту навыки социальной жизни. Логопед определяет, какие именно навыки нарушены и разрабатывает индивидуальную программу, проводит тренинги и дает домашние задания. Здесь успех во многом зависит не только от качества реабилитации, но и от усилий и целеустремленности самого пациента.

Читайте также:  Показания к процедуре установки кардиостимулятора сердца

В программу может входить:

  • чтение коротких предложений вместе с врачом;
  • заучивание стандартных фраз с постепенным расширением лексикона;
  • рассуждение о функциональной значимости предметов;
  • по мере восстановления используются более сложные словоформы;
  • на финале пациент пересказывает предложения своими словами.

Особенности лечения нарушения речи при инсульте у каждого логопеда свои – доктор старается применять действенные методики, которые приносят результат. Лучше обращаться к проверенным и квалифицированным докторам, которые помогут обрести разговорные и социальные навыки.

В нашем реабилитационном центре проводится комплексная программа по восстановлению пациентов с нарушением речи после инсульта. Мы стараемся подбирать эффективную программу и контролируем процесс реабилитации.

Виды речевых расстройств

Речевые расстройства как последствия инсульта бывают очень разными – их тип определяет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Методы лечения каждого из них похожи, но всё же отличаются, потому в первое же время после инсульта пациенту требуется качественная, подробная диагностика.

Афазия

Виды речевых расстройств

Наиболее распространённая форма частичной или полной потери способности говорить при инсульте. Существует в трёх формах – моторной, сенсорной и семантической.

При первой основная проблема пациента заключается в том, что он физически не может выговорить слова и тем более изъясняться предложениями, хотя прекрасно понимает речь людей вокруг. Также больной справляется с произношением отдельных звуков, что даёт ему возможность привлекать к себе внимание.

Немного другая ситуация при тяжёлой моторной афазии – необходим логопед без исключений, так как упражнения после инсульта с такими тяжёлыми последствиями должны проводиться профессионалом. Человек с этой диагнозом полностью лишён речи при сохранении функций интеллекта.

При второй форме функции восприятия звуковой информации сохраняются, как и способность говорить, но пациент не в состоянии вспомнить, например, порядок звуков в слове, коверкая его, а также названия, назначения предметов и явлений. Функции слуха при этом полностью сохранены.

Виды речевых расстройств

При третьей форме пациент не испытывает проблем ни с чем, кроме понимания смысла того, что он слышит в чужой речи. Также при семантической афазии наблюдается временный лексический регресс – больной может не понимать сложные словосочетания, пространные и абстрактные речевые образы, сравнения.

Дизартрия

При этом расстройстве больной может сохранить понимание речи и теоретическую способность к разговору, но не в состоянии произносить слова или даже звуки (в зависимости от тяжести), так как инсульт поражает мышцы и органы, физически отвечающие за речь.

Это язык, губы, вся дыхательная мускулатура, мягкое нёбо, гортань и, что самое важное, голосовые связки. Всё это временно атрофируется (всё перечисленное или с некоторыми исключениями) и делает речь в привычном её понимании невозможной. При дизартрии больной ещё может выражать эмоции с помощью мимических мышц и издавать базовые звуки, если болезнь задела в основном внешний речевой аппарат.

Виды речевых расстройств

Диспраксия

По симптомам нарушение схоже с дизартрией – его причина тоже кроется во временной недееспособности мышц речевого аппарата. Различие в том, что мышцы способны работать, так как не парализованы – трудности с речью возникают из-за того, что сигналы от мозга не доходят до органов речи либо доходят неправильно.

В результате человек с диспраксией либо не сможет говорить связно и членораздельно, либо временно утратит речь полностью.

Гимнастические упражнения для лечения косоглазия

Данный способ, безусловно, является одним из самых простых, но достаточно эффективным. Особенно когда речь идет о косоглазии. Однако нужно запастись терпением, так как гимнастика для глаз — это не самый быстрый метод восстановления зрения. Подробнее об упражнениях, которые необходимы, расскажет окулист после того, как оценит ситуацию. Стоит отметить, что гимнастика в большинстве случаев лишь снимает напряжение с глаз, ликвидирует покраснение и жжение, но восстановить полностью зрение не может. Рекомендуется тренировать не только зрительные органы, но и все части тела, которые атрофировались в результате инсульта.